Каин и Авель

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

В темное время суток очень трудно ориентироваться и легко впасть в панику. Святой апостол Петр вдохновляет верующих людей в трудных ситуациях, проблемах и горестях обращаться к Священному Писанию, Библии, как к светильнику, способному осветить жизненный путь и просветить разум.

В последнее время, при просмотре новостей, возникает впечатление, что духовная тьма сгущается во многих регионах планеты. Без понимания духовной ситуации очень трудно объяснить происходящее. Теракты, насилие, жестокость, экстремизм… Все это разрушало Ближний Восток, а теперь сотрясает некогда умиротворенную Европу. Обывателям трудно понять, что движет людьми, которые совершают все эти чудовищные злодеяния, при этом прикрываясь религиозными лозунгами. Звучит много разных версий, но, к сожалению, они не вполне убедительны.

Мне бы хотелось обратиться к Священному Писанию, к самой первой книге Бытие, и взглянуть на самую первую семью, родоначальников всего человечества, Адама, Еву и их детей. Вся планета принадлежала им, но почему-то один брат, Каин, убил другого брата, Авеля.

«И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Бытие 4:8-12).

В Новом Завете апостол Иоанн в своем Послании объясняет это так:

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоанна 3:10-16).

На основании Священного Писания можно увидеть, что люди продолжают идти либо путем Каина, либо путем Авеля. Те, кто открывает себя для дьявола, повторяют поступки Каина, и неважно, какими религиозными лозунгами они прикрываются.

Все террористы – это религия Каина. На земле их ждет проклятие, а в вечности – геенна огненная, судьба, которую они разделят с дьяволом, которому они служили. Подтверждение этому мы находим в словах Христа, когда Он разговаривал с «религиозными экстремистами» того времени.

«Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы б вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего…Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел… Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:37-44).

Согласно утверждения Христа дети похожи на своих родителей. Этот принцип действует и в духовной сфере. Если мы духовно дети Божьи, то будем любить Бога и любить ближних, полагая свою жизнь за них, служа им верой и правдой. Или же дети дьявола, как Каин, который был человекоубийца от начала, являются носителями экстремизма и терроризма, даже если это завернуто в «религиозный фантик».

Каин и Авель тысячелетиями встречаются из поколения в поколение. Это проявлялось в различных геноцидах, фашизме и прочих идеологиях, несущих смерть и истребление.

Как верующие люди мы знаем, что являемся воплощением Божьей любви, добра, милосердия. И наоборот, те, кто идет путем Каина, становятся инструментами сил тьмы.

Иногда хорошие люди ссорятся друг с другом из-за каких-то второстепенных богословских вопросов. Но стоит заметить: для потомков Каина нет разницы, кто ты – православный, протестант или католик… Для них мы все враги.

В современных условиях задача всех христиан – молиться за власть и органы безопасности, чтобы они могли исполнить данное им Богом предназначение.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Римлянам 13:1-11).

Нам также важно молиться за тех людей, кто по неведению попал в дьявольское обольщение, под влияние экстремистов, чтобы Бог открыл их глаза, чтобы они, прозрев, осознали, где добро, а где зло, и могли отвергнуть дьявола, покаяться и служить Богу и людям.

Подобную историю мы видим в Библии, изучая жизнь апостола Павла. До его встречи с Иисусом Христом в своем невежестве он сделал много зла людям, думая, что тем угождает Богу. Но уверовав в Иисуса, он стал удивительным примером христианской любви и добра. Вот как он писал о самом себе:

«…а после всех (Иисус) явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Коринфянам 15:8-11).

Я верю, что всем священнослужителям важно заниматься просветительской деятельностью, предостерегая людей от обольщения, ведь молодые, горячие, малообразованные люди падки на эмоциональные лозунги о социальной справедливости, прикрытые религиозными подвигами.

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоанна 4:7-21).

Библия ясно утверждает, что невозможно любить Бога и при этом ненавидеть людей.

Епископ Андрей Дириенко