Сердце Реформации

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

31 октября христианский протестантский мир отмечает годовщину начала Реформации.
Ее пробудила одна из самых сложных проблем, о какой когда-либо спорили в истории Церкви.

В прошлом Церкви приходилось сталкиваться с серьезными кризисами, особенно — в четвертом и пятом веках, когда споры велись из-за природы Христа. Арианская ересь IV века привела к созыву Никейского собора и составлению Никейского символа веры. В V веке Церковь боролась с монофизитами и несторианами, что привело к Халкидонскому собору и ясному провозглашению на нем человеческой и Божественной природы Христа. Далее решения этих вселенских соборов служили вехами исторической христианской ортодоксии. С тех пор учение о Троице и единстве Божественной и человеческой природы Христа почти всеми рассматривались как неотъемлемые требования христианской веры.

Каждое поколение на протяжении истории Церкви вело свои споры по поводу учения. Всевозможные ереси терзали Церковь и вызывали яростные разногласия, иногда даже расколы. Но ни один из этих споров не был таким яростным и не имел таких долговременных последствий, как спор об оправдании (об искуплении).

Последней каплей послужила папская булла. Чтобы закончить постройку базилики Святого Петра, которую они желали сделать восьмым «чудом света», в 1517 году был издан указ об индульгенциях как о всеобщем прощении грехов. Устанавливалась такса для каждого преступления: убийство матери, отца или сестры — один дукат, убийство жены, чтобы жениться на другой — два дуката, убийство простого священника — четыре дуката, убийство епископа — девять дукатов.

Мужчины и женщины, богатые и бедные во всех городах Европы сбегались за разрешительными грамотами; даже нищие приносили свои последние гроши, чтобы смыть свои грехи и избавить души близких от мук чистилища. Несметные суммы стекались таким образом в ящики ловких продавцов индульгенций. Люди более развитые негодовали, но никто не осмеливался громко противостать вопиющему злоупотреблению. И вот среди этого позорного молчания, в невзрачной церкви небольшого немецкого городка вдруг раздался обличительный голос, пронесшийся с неслыханной силой по всему католическому миру.

1 ноября 1517 года, в праздник всех святых, в дворцовую Виттенбергскую церковь ожидался большой наплыв светских и духовных лиц, так как участникам церковного празднества было обещано широкое отпущение грехов. Обычай требовал, чтобы университет города почтил торжество академическим актом. Этим обычаем и воспользовался преподаватель университета Мартин Лютер, чтобы открыто поставить вопрос о действительности отпущения грехов и пригласить всех участников к серьезному обсуждению. С этой целью он написал 95 тезисов и накануне праздника, 31 октября, прибил их к воротам церкви.
Что представляли собой эти знаменитые тезисы? Это ряд положений, в которых Лютер по сути восстановил евангельские истины, доказывающие:

1) что покаяние требует глубокого внутреннего перерождения человека. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деяния 3:19,20);
2) что всякий внешний акт для примирения с Богом в виде денежной жертвы недействителен. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8,9);
3) что Папа своими молитвами может только заступиться за души грешников, но от Бога зависит, услышать его или нет. «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римлянам 9:16).
Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное отпущение греха и наказаний и без индульгенций благодаря единственной благодати Божьей.

В своих тезисах Мартин призывал вернуться к Святому Евангелию и благодати Божьей. «Надо учить христиан, — говорил он в пятидесятом тезисе, — Святому Писанию», и перевел Новый Завет со «святой» латыни на родной язык своего народа.

Сердцем тезисов было:

«Sola scriptura (только Писанием),
Sola fide (только верой),
Sola gratia (только благодатью),
Solus Christus (только Христос),
Soli Deo gloria (только Богу слава)».

Реформация бросила вызов неверному представлению Рима о самой сути Евангелия.
Лютер и другие деятели Реформации считали споры об оправдании содержащими саму суть христианства, а это учение — не менее важным, чем учение о Троице или двух природах Христа. Без Евангелия не будет Церкви. Без Евангелия Церковь перестает быть Церковью, а верующие не переживают рождения свыше.

После этого папский меч повис над головою Мартина Лютера. Но проклятие господствующей Церкви не лишило его народной симпатии, и смелость его только возрастала по мере того, как Рим с его печально известной инквизицией обнаруживал свое бессилие. В ответ на разразившуюся травлю Мартин Лютер, когда за его голову Рим обещал большое вознаграждение, писал своим сторонникам: «Я не хотел бы, чтобы боролись за Евангелие насилием и убийством. Словом была создана Вселенная,

Словом побежден был мир, Словом была создана Церковь. Словом она опять будет восстановлена без кровавой борьбы и насильственных переворотов».

И действительно, с того момента, как появились знаменитые Тезисы, движение Реформации приняло такой размах, какой никто не ожидал в начале. Сейчас, спустя почти пятьсот лет, протестантская Церковь, основанная на призыве Лютера вернуться к Евангелию, к Божьему Слову, распространилась по всему миру и насчитывает в своих рядах около миллиарда человек.

К сожалению, то, что иногда провозглашают как Благую Весть, является всего лишь новым требованием стать лучше: «Постарайся еще! Молись дольше! Люби крепче! Будь счастливым! Будь хорошим!» Все эти команды звучат как плохая весть для раздавленных чувством вины людей, которые попали в западню своей собственной неправильной жизни. Людей, которые старались исправиться, но у них ничего не вышло. Людей, уже не раз дававших слово, но уловленных грехом, которым хорошо известно, что добродетели в них мало. В мире масса страдающих людей ищут средство от своих «болезней» и для решения своих проблем, но получают добрые советы вместо Доброй Вести.

Благая Весть, данная людям через Иисуса Христа, — это весть благодати. Это весть свободы. Спасение — это дар, и его можно обрести через веру, любовь Бога и Его Слово.

«Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Римлянам 4:3-8).
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:11-14).
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8-10).
Все начинается с веры. Главное — поверить в Благую Весть, в искупительную жертву Христа, принять ее как свое личное откровение. А добрые дела являются следствием изменения человеческого сердца. В противном случае мы ставим телегу впереди лошади.

Епископ Андрей Дириенко