Чистые сердцем Бога узрят

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14).

Эти важнейшие слова апостол Павел обращает к верующим людям, акцентируя их внимание на одну из основополагающих истин христианской жизни – святость.

В истории христианства было много крайностей и «перекосов» в понимании этой добродетели. Все они создали некий миф, который является настоящим препятствием к полноценной христианской жизни.

А кто-то просто игнорирует или легкомысленно относится, пренебрегая важным фактором духовной жизни. И это может роковым образом привести к потере вечной жизни.

Из слов апостола Павла мы видим, что человек, теряя святость, перестает понимать Бога, Его волю.

В Нагорной проповеди Иисус Христос выразил это такими словами:

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Евангелие от Матфея 5:8).

Слово «святой» в переводе с древнегреческого означает «отделенный», «освященный», «посвященный», а также «чистый», «морально невинный». Это и есть основные качества святости.

Наше призвание – жить в этом мире, но при этом сохранить себя от его скверны, оставаясь светом и примером.

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея 5:13-16).

Первоначально никто из нас не представлял из себя ничего святого. Мы были грешниками по своей природе и подтверждали это своими делами. Благая Весть в том, что святой Бог искупил нас на Голгофском кресте, заплатив самую высокую цену за наше спасение. Благодатью Божьей через веру мы приняли этот великий дар, и он сделал нас новым творением, для которого святость – это естественное состояние души.

Бог никогда не призывал нас остановиться на достигнутом.

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откровение 22:11).

Ту Божественную искру, которую мы получили при обращении к Иисусу Христу, мы призваны развивать и духовно взращивать, прилагая к этому старания.

Об этом также много говорит апостол Петр:

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:14-16).

Истинная святость – это тема очень важная и необходимая. Все мы верим в доктрину о Втором Пришествии Христа, но Писание говорит, что Он придет за святой и непорочной Церковью.

Моя задача в этой статье – не рассказать все о святости (это очень обширный вопрос), а побудить читателя к глубокому исследованию этого вопроса в Священном Писании, ведь так много в нашей жизни зависит от правильного понимания этого качества.

Есть множество граней святой жизни. Я коснусь лишь некоторых, которые сегодня особо актуальны.

«За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фесалоникийцам 4:1-5).

Живя в святости, мы угождаем Богу. Особенно это касается сексуальной жизни. Обычно проблема скрыта гораздо глубже, чем мы можем это себе представить. Если бы можно было заглянуть в сердце человека, погрязшего в блуде, прелюбодеянии, гомосексуализме, порнографии или каком-либо сексуальном грехе, то скорее всего мы заметили бы, что причина сокрыта довольно глубоко, но корень всегда один – отсутствие страха Божьего.

Сексуальная чистота не является исчерпывающим определением святости, тем не менее блуд, конечно же, означает ее полное отсутствие.

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;.. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1 Фесалоникийцам 4:3-5,7,8).

Если верующий человек открывает свою жизнь для сексуальной нечистоты, этим он идет против дарованной ему природы Христа, попирает Голгофскую жертву (а это серьезное преступление) и погружается в сексуальное рабство.

С другой стороны, христианам нужно научиться у Иисуса служить грешникам, помогая им вырваться из духовного плена.

Мы ученики Иисуса, и не нужно подражать фарисеям, которые только осуждали и наслаждались своим превосходством.

«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Евангелие от Луки 18:11).

Важно понимать, что во всех низменных поступках нет ничего хорошего, достойного, геройского. Грех, конечно же, приносит человеку мимолетное наслаждение, но последствия всегда оказываются разрушительными.

Ходить в истинной святости означает испытывать легкость и свободу, живя на высочайшем уровне. Это и есть здоровый образ жизни, который будет положительно влиять на все жизненные сферы. Бог всегда готов прийти к нам на помощь, дать благодать и силы в борьбе с искушениями.

«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Епископ Андрей Дириенко