Россия в авангарде нравственных ценностей

(«Церковь — оружие Путина против Запада»)
.
.

В течение 70-ти лет Советский Союз противостоял западному миру с позиции воинствующего атеизма. Но нынешняя Россия считает Запад безнравственным и выступает в согласии с Русской Православной Церковью.
Ян Эриксон, пастор и эксперт по России, считает, что президент Путин борется против упадка морали и безбожия.

— Да, кажется, так. Скорее всего это тактико-политическая позиция в новой ситуации. Трудно представить, что страна некогда воинствующего атеизма теперь так поддерживает Церковь, — говорит он.

В колонке в Daily News (26 июля) эту тему поднимает британо-американский писатель Роджер Коэн, эксперт по культурной и религиозной сфере. Он называет это «русской контрреволюцией».

— Путин критикует Запад за антирелигиозную приверженность однополым бракам, радикальный феминизм, гомосексуализм, эвтаназию и другие проявления упадка, — говорит Коэн.

Эксперт по Достоевскому

Ян Эриксон в течение многих лет был пастором Церкви Объединения в Швеции (тогда MCCS). Он является экспертом по Достоевскому и написал книгу об этом русском писателе, которая была опубликована Московским университетом.

Ян Эриксон несколько лет был преподавателем в России и до сих пор старается посетить эту страну по крайней мере один раз в год.

— Как соотносится позиция Путина и российского правительства с позицией Русской Православной Церкви? Полностью ли они совпадают?

— Я думаю, вы должны делать различие между иерархами Православной церкви, которые в настоящее время сильно политизированы, и верующими православными людьми. Понимание России как «Святой Руси», о которой говорил Достоевский, многое значит в этой стране еще со времени введения христианства в 988 году, со священного союза с Византией.

— Но протестантская церковь на Западе разделена и политически, и культурно по отношению к общим ценностям. Есть такие же разногласия среди христиан в России. Что говорит Российская Евангельская Церковь?

— Евангельская Церковь в России так же высоко ценит традиционные ценности. И ясно, что большинство прихожан выступают против очевидной либерализации на Западе. И свое видение они разделяют с мусульманами и ортодоксальными евреями.

Добро и зло

Ян Эриксон считает, что русские церкви, противоставшие позиции западных церквей, видят в западных и хорошее, и плохое.

Когда его спросили, как Запад должен действовать по отношению к России, он сказал:

— Во время коммунистического периода христианская церковь в западных странах много молилась, особенно за преследуемых за веру и заключенных в тюрьмы. Я думаю, что мы должны вернуться к такой позиции снова, просто молиться друг за друга, а не политизировать ситуацию.

— С другой стороны, следовало бы рассмотреть тот факт, что Церковь на Западе много чему может научиться от христианских братьев и сестер на Востоке, — говорит Ян Эриксон.

— Мы увлечены помпезностью и масштабами, мы верим в телевизор в качестве инструмента на службе евангелизации. У них не было такого еще 20-25 лет назад. Акцент был сделан на подготовке служителей, на важности посещения собраний, заботе о детских домах, реабилитации наркоманов и заключенных.

Ян Эриксон думает, что очень важно христианам на Западе по-прежнему не терять контакты с российскими церквями и не в последнюю очередь потому, что у россиян есть чему поучиться.

Другой эксперт, который описал союз между Церковью и государством, является Михаил Суслов. На семинаре в прошлом году в Институте внешней политики он заявил, что отношение к России как «Святой Руси» подчеркивает независимость страны.

Исторически христианство считается основой западной цивилизации, и только современная Россия может помочь Европе вернуться к своим корням.

«Святая Русь»

«Святая Русь» изначально также включает в себя Белоруссию и Украину, что весьма интересно с точки зрения влияния Путина на некоторые части Украины.

— Русская Церковь сегодня очень часто использует термин «Святая Русь». Это очень важно для Патриарха. Однако я не верю, что Путин использует его часто.

Это говорит Пер-Арне Бодин, который является профессором славянских языков в Стокгольмском университете. Он написал несколько книг о Русской Православной Церкви. Он также подтверждает сильное влияние религиозного элемента в российской оппозиции к Западу.

— Да, очень много. Русские считают, что Путин выступает за мораль по отношению к Западу, который движется к упадку. Была одна влиятельная сила во время коммунистической эпохи — «Интернационал», который был тогда «международным филиалом» ВКП(б). Теперь, однако, его не существует. Но есть другой консервативный религиозный «международный филиал» Москвы.

Это Русская Православная Церковь, которая очень сильна и к тому же находится на общих позициях с Католической Церковью в вопросах этики и морали.

Христиане в США

Пер-Арне Бодин считает, что этот «международный филиал» также может иметь в качестве союзников христианское правое крыло в США.

— Старомодные моральные ценности для них очень важны. Наглядным примером этого является их отношение к однополым бракам, говорит он. На вопрос о русской церкви как проекте государства, он отвечает, что это верно лишь отчасти.

— Но официальная Церковь во всех случаях тесно сотрудничает с Президентом.

— А потом, как правило, вопрос должен быть «Разве Путин верующий?» Я не знаю. Но ясно, что он придает большое значение вере. Хотя он также принимает во внимание, что Россия по Конституции является светским государством. Так что он должен балансировать.

Хассе Босстрем
Газета «Dagеn» (Швеция), 30 июля 2015 г.