Помнит мир спасенный

Игорь Юрьевич Хлебников
Игорь Юрьевич Хлебников

Христианская любовь и единство – самый совершенный дар Божий (Ефесянам 4:3, 13-15).

Спаситель – имя Бога. Он характеризуется данным именем как Господь, предоставляющий спасение своему народу (Псалом 84:5; 105:21).

Спаситель Христос – Его служение спасает нас от греха и смерти (Иоанна 1:29; 6:40).

Спасителями могут быть люди, когда Бог по великому Своему милосердию возвеличивает их для спасения от врагов наших (Неемия 9:27).

Поручение Господа – предупреждать угрозу вражеского вторжения, оборонять, освобождать, подавать помощь в случаях вражеской оккупации.

В библейском смысле спасение (благодать) – все, что способствует освобождению от всякого зла, обеспечивает благополучие человека.

В настоящее время в Ялте установлен памятник лидерам трех великих держав, союзникам по антигитлеровской коалиции. В духе христианского единства они сплотились перед угрозой фашистского порабощения.

До нападения нацистской Германии на Советский Союз, заместитель наркома обороны, председатель Арктической комиссии при СНК СССР С. С. Каменев уведомил комиссию о том, что в случае войны Арктика может стать театром военных действий.

Мурманск – столица Заполярья, открытые ворота в Арктику, незамерзающий порт на берегу Кольского залива.

От Мурманска берет начало Северный морской путь, откуда уходил в полярные экспедиции мой отец, Юрий Константинович Хлебников, мореплаватель, участник освоения морей Арктики, Северного морского пути.

В Мурманске я родился, провел годы детства, имел дарованную Богом привилегию и счастье знать мужественных и смелых защитников Кольского полуострова. Город-герой стал неприступным фортпостом для хваленых фашистских войск, направленных на захват северных рубежей СССР.

В условиях мирного времени, успешно проведенные полярные экспедиции укрепили северные рубежи нашего Отечества.

В конце двадцатых − начале тридцатых годов прошлого века Ю. Хлебников стал участником экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов» под командованием капитана В. И. Воронина. Общее руководство экспедициями осуществлял государственный деятель, вице-президент АН СССР Отто Юльевич Шмидт.

Научной частью руководили: исследователь Арктики, член-корреспондент АН СССР Владимир Юльевич Визе, и полярный исследователь, начальник нескольких экспедиций Рудольф Лазаревич Самойлович.

Ю. Хлебникова с должности второго штурмана перевели на должность старшего помощника капитана.

Ледокол «Капитан Хлебников» вступил в строй в 1981 г.
Ледокол «Капитан Хлебников» вступил в строй в 1981 г.

В статье «Арктическая экспедиция на л/п «Георгий Седов» 1929 г.» О. Ю. Шмидт, в частности, пишет: «Больше всего по условиям работы членам экспедиции приходилось встречаться с помощниками капитана – штурманами, с которыми мы быстро сдружились. Особенно нашей любовью и уважением пользовался старший штурман Ю. К. Хлебников…».

Летом 1930 года «Георгий Седов» вновь совершил плаванье по морям Арктики. При входе в Русскую Гавань на Новой Земле безымянный мыс был назван именем Ю. Хлебникова.

В Карском море подтвердилось научное предвидение В. Ю. Визе о существовании острова, который был назван в честь ученого островом Визе. Там же, в Карском море, открыли острова В.И. Воронина, Б.Л. Исаченко, Г.Я. Седова. Научные материалы, собранные во время экспедиций, представляли мировой интерес.

За время экспедиций были сделаны выдающиеся географические открытия XX века. Пустое пространство на карте от Земли Франца-Иосифа заполнилось рядом островов. Они вошли в состав территории Советского Союза.

В 1932 году О. Ю. Шмидт возглавил новую экспедицию на л/п «Александр Сибиряков». Научной частью руководил В. Ю. Визе.

Командовал ледоколом В. И. Воронин. Цель экспедиции – открытие пути по морям Ледовитого океана.

Впервые в истории мореплавания «Сибиряков» совершил сквозное плавание за одну навигацию по Северному морскому пути.

15 октября 1932 года на «Сибиряков» поступила поздравительная правительственная радиограмма, которую подписали Сталин, Молотов, Ворошилов, Янсон.

Сталин устроил прием участникам экспедиции. Вместе с другими участниками Ю. К. Хлебников был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

О. Ю. Шмидт назначил старшего помощника капитаном «Сибирякова». Новая экспедиция 1933 года по исследованию Карского моря под командованием капитана Ю. К. Хлебникова и при общем руководстве неутомимого В. Ю. Визе завершилась успешно.

Капитан Ю. К. Хлебников стал первооткрывателем архипелага, получившего название Остров Арктического Института.

Один из вновь открытых островов был назван именем первооткрывателя – остров Ю. К. Хлебникова (Б. Масленников. Морская карта рассказывает. М. 1973, с. 211, 332).

В 1936 году под командование капитана Ю. К. Хлебникова и при общем руководстве О. Ю. Шмидта ледокол «Литке» провел Северным морским путем корабли военно-морского флота. Это были первые боевые корабли в морях Арктики.

Передовая статья газеты «Известия» вышла под заголовком «Слава настойчивым и преданным Родине!».

О. Ю. Шмидт писал, что с этого времени Северный морской путь стал нормально действующей гигантской морской магистралью.

В газете «Правда» от 26 февраля 1937 года начальник Главного управления Северного морского пути О. Ю. Шмидт опубликовал статью. В ней есть такие строки: «Главную роль в проводке судов по Северному морскому пути выполнял ледокол «Литке», весь основной экипаж которого награжден орденами. Во главе этого отличного коллектива стоит талантливый молодой капитан Ю. К. Хлебников, проявивший исключительное искусство при маневрировании в сложных ледовых условиях».

Капитан «Литке» Ю. Хлебников был награжден орденом Ленина.

22 июня 1941 года нацистская Германия вероломно напала на нашу Родину.

В годы Великой Отечественной войны моему отцу и братьям моей мамы: Александру Назарьевичу, Павлу и Петру Синцовым были присвоены воинские офицерские звания. За мужество и отвагу, проявленные на фронтах войны, каждый из них удостоен орденов и медалей.

За освобождение родной земли сражался с врагом Александр Синцов на Кольском полуострове. Братья его Павел и Петр с боями продвигались по Европе, освобождая оккупированные страны от коричневой чумы фашизма. Они дети православного священника, от них я унаследовал христианскую веру, которая всегда жила в глубине сердца и разума.

И если Бог за нас – кто против нас?!

В годы войны Арктика стала театром военных действий.

Полярный исследователь, возглавивший первую дрейфующую станцию «СП-1», бывший начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР, позднее начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, доктор географических наук, Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин является автором книги «Лед и пламень».

Он пишет: «Гитлеровцы хорошо представляли себе большое народно-хозяйственное значение Арктики и трассы Северного морского пути. Гитлер планировал оккупацию Мурманска и Архангельска, захват Кольского полуострова. Прежде всего фашисты нацелились на Мурманск».

30 июня 1941 года под председательством И. В. Сталина был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший в годы Великой Отечественной войны всю полноту власти. По личному указанию Сталина уполномоченный ГКО И. Д. Папанин был командирован в Архангельск, а затем в Мурманск.

По соглашению с Рузвельтом и Черчиллем в Мурманске находились представители военно-транспортной службы США и английская миссия военно-транспортных перевозок.

В книге «Лед и пламень» автор свидетельствует, что Мурманский порт был на Севере одним из главных объектов, которые гитлеровцы стремились стереть с лица земли. Фашисты бомбили Мурманск и днем, и ночью. В 1941-1942 годы на Мурманский порт они сбросили 17 тысяч бомб, 10 тысяч на рыбный порт, где также шла разгрузка судов. От бомбежек жилой фонд уменьшился в пять раз. И. Д. Папанин пишет, что «…мы жили в аду, мы работали в этом аду изо дня в день, из месяца в месяц». Работы по разгрузке и транспортировке танков, самолетов и других грузов особо важного значения велись почти круглосуточно.

В 1935 году О. Ю. Шмидт назначил отца капитаном ледокола «Литке». Так завершилась его работа в качестве капитана на прославленном. На капитанский мостик ледокола «Сибиряков» встал Анатолий Алексеевич Качарава.

Под командованием А. А. Качаравы в годы войны «Сибиряков» повторил подвиг «Варяга», о чем написаны десятки статей и книг. Повествую о событиях так, как я запомнил их со слов отца.

25 августа 1942 года «Сибиряков» встретился в Карском море с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». До зубов вооруженный фашист потребовал у капитана «Сибирякова» спустить флаг и сдаться. На «Сибирякове» были установлены четыре пушки небольшого калибра. В ответ на требование фашиста капитан Качарава приказал открыть огонь по врагу из всех орудий. Начался морской бой. Силы были слишком неравны. «Сибиряков» затонул с реющим флагом.

Тяжело раненого, находящегося без сознания капитана моряки перенесли в шлюпку, приняв решение представить капитана боцманом.

Фашисты расстреливали из пулемета моряков, которые держались в море за обломки судна. Из 104 человек экипажа лишь один чудом доплыл до острова, остальные погибли во время короткого боя или были расстреляны в море. 18 моряков, находящихся в шлюпке, попали в плен.

До конца войны А. А. Качарава находился в концлагере. В мирное время он возглавил Грузинское морское пароходство. Ю. Хлебников и А. Качарава оставались верными друзьями до конца дней своих. Отец служил полярному океану почти до 70 лет.

В годы Великой Отечественной войны Ю. Хлебников командовал ледоколами «Литке», «А. Микоян», «Северный ветер», осуществляя проводку военных кораблей, советских транспортных судов и иностранных конвоев. В 1943 году Ю. Хлебников был командирован в США в качестве наблюдателя за постройкой ледоколов. В Лонг-Бич он принял под свое командование ледокол военного типа «Северный ветер», специально построенный для вооруженных сил и переданный по ленд-лизу нашими союзниками.

В 1944 году за выполнение правительственного задания Ю. К. Хлебников был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а в 1945 году за конвойную службу – орденом Нахимова 2 степени.

Для души и разума отец оставил мне письменное напутствие: «Живи так, чтобы все, что ты делаешь, все оставалось для общего блага. За это люди тебе спасибо скажут».

Юрий Константинович Хлебников был удостоен званий: лучший капитан Министерства морского флота СССР, почетный работник морского флота, почетный полярник.

Он был награжден именными часами от Министерства морского флота СССР.

Ярославцам хорошо известно имя И. Д. Папанина.

Мне дана возможность передать внукам служебную характеристику, подписанную И. Д. Папаниным. В ней есть такие строки:

«Ю. К. Хлебников был активным участником многих исторических эпопей в Арктике. Имя его навсегда вошло в историю освоения Северного морского пути».

Атеизм – чуждое русской души явление. Думаю, по этой причине Бог всегда даровал нам победу. Господом Богом русская душа наделена способностью приходить людям на помощь, поддерживать их морально и материально. (Притчи 6:16-19; Иеремия 22:17).

Высокие морально-волевые качества А. Синцова, искусство войскового разведчика ярко проявились при защите полуострова

Рыбачий от вторжения фашистов. Если бы врагу удалось захватить Рыбачий, то гитлеровцы получили бы возможность прямой наводкой вести огонь из своих орудий по нашим боевым кораблям и транспортным судам союзников. Этого допускать было нельзя. Защитники полуострова имели приказ: «Стоять насмерть, но Рыбачий не сдавать». Они не сдали Рыбачий. Фашисты находились в 40 км от Мурманска. Но враг не прошел.

За успешные боевые действия с отрядом разведчиков во вражеском тылу подполковник А. Синцов награжден орденами: Красной Звезды, Отечественной войны, Александра Невского.

Напутствие отца и братьев моей мамы – большой для меня подарок.

Российский исследователь морей Арктики, почетный член АН СССР Ю. М. Шокальский оставил нам свою горячую убежденность патриота: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим и, в свою очередь, дать возможность и право потомкам также относиться к ним самим».

Игорь Хлебников