Исторические ошибки христианства

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Однажды мне довелось участвовать в диспуте в Ватикане между католическими и протестантскими священниками. Мы не осторожничали и в своих вопросах касались всех тем, в том числе – самых неприятных для противоположной стороны. Одним из вопросов был: «Как случилось, что ужасы инквизиции стали реальностью средневековой истории?» А широко известно, что инквизиция – это одна из самых темных страниц Католической Церкви.

Нашим оппонентом был один из ведущих епископов папского престола. Его ответ был таков: «В нашем современном обществе есть различные институты власти – армия, суд, полиция, служба исполнения наказаний, судебные приставы… В Средние века Католическая Церковь в Европе все эти функции подмяла под себя, все взяла в свои руки и стала заниматься тем, к чему никогда не была призвана Богом, чем дискредитировала себя».

Церковь должна нести миру любовь, миротворчество, благость, милость, сострадание, прощение. Вместо этого она превратилась в жандарма, а многие священники – в палачей. Это был самый позорный период в истории христианства.

Прошли века, но до сих пор Католической Церкви приходится оправдываться за весь тот период истории.

Осознавая все это, я с большим волнением наблюдаю за событиями на Украине и глубоко сожалею, когда священнослужители, оставляя свое прямое призвание, данное Богом, увлекаемые эмоциями и национализмом, вовлекаются в те сферы, где они совершенно не должны быть. Те, кто делает это, часто ссылаются на позицию ветхозаветных пророков, которые обличали царей, укоряли общество и сами участвовали в различных восстаниях и, бунтах.

С точки зрения христианского богословия эти пророки не являются примером для подражания во всем. Мы живем во времена Нового Завета и следуем не за древними пророками, а за Христом.

Рубежом на стыке Ветхого и Нового Заветов является гора Преображения.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея 17:1-5).

Моисей и Илия – представители ветхозаветных пророков, вожди израильского народа. Но здесь мы видим: Сам Бог-Отец указывает апостолам, которые впоследствии стали основанием Церкви, на Иисуса Христа, что слушать и подражать надо Ему, а не пророкам Ветхого Завета.

Из слов Христа Иоанн Креститель – последний представитель ветхозаветных пророков и был послан подготовить общество к приходу Иисуса Христа. Он-то и указал на Иисуса как на долгожданного Мессию.

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите.
Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу.
Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Евангелие от Иоанна 1:35-42).

Из Евангелия мы ясно видим, что Иоанн Креститель утверждал, что Иисус стал «большим» его, впереди него, что Ему надо расти, а Иоанну умаляться. На основании всех этих высказываний некоторые ученики Иоанна Крестителя последовали за Иисусом и стали Его апостолами. Но сам Иоанн этого не сделал. Как и многие другие ветхозаветные пророки он стал обличать царя Ирода и его жену, которые, впрочем, жили весьма грешной жизнью.

И наоборот. Мария, мать Иисуса, смогла смириться и стать последователем Христа, что не совсем легко для матери, родившей и воспитавшей Его. В книге Деяний апостолов мы видим ее среди учеников Христа, которые проповедовали Евангелие, спасали души, основывали церкви и утверждали истину в сердцах людей.

Иисус Христос никогда не считал своим долгом обличать правителей, участвовать в заговорах и мятежах. Даже на суде перед Иродом и Понтием Пилатом Он не произнес в их адрес укоров и осуждений, чем разительно отличался от Иоанна Крестителя.

Иоанн умер совсем молодым, его казнил царь Ирод по просьбе Иродиады. Ему отрубили голову. Но была ли это воля Божья для него? Миллионы людей жили тогда на земле. Неужели они не заслуживали, чтобы Иоанн и им указал на Христа, как это сделали потом апостолы Иисуса?

Как Сам Христос, так и Его ученики являются примером для нас. Они проповедовали чистое Евангелие спасения душ и не занимались политическими играми, хотя искушений в Римской империи было предостаточно.

Книга Деяний апостолов и святые соборные послания апостолов – это эталон христианской жизни и служения Богу. Мы не находим в них призывов к каким-либо насильственным действиям или политическим интригам. Наоборот, святой апостол Петр писал:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петра 2:13-17).

Исторические ошибки совершали те, кто, увлекаясь собственной гордостью, называл жизнь и служение первоапостольской Церкви «духовным младенчеством». Они оставляли главное предназначение Церкви и увлекались революционными идеями, втягивались в политическое противостояние, а порой и заражались духом ненависти, злобы и национализма.

Конечно, мы можем сталкиваться с несправедливостью и беззаконием. Но должны приложить все усилия, чтобы разрешить проблемы в законном поле.

Когда я вспоминаю времена Советской власти, что религиозные организации существовали тогда в условиях жестких гонений, но мы не восставали против власти и всегда видели Божью помощь, Его поддержку, а порой и Его суды.

Апостол Петр пишет об Иисусе Христе: «…Христос.., оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23).

История показывает, что люди не учатся на исторических ошибках. По моему мнению, ошибки средневековой Католической Церкви повторяют некоторые верующие на современной Украине. Взрываются бомбы, льется кровь, гибнут люди. Еще многие годы люди будут помнить, что это одобрялось, вдохновлялось, поощрялось разными горе-проповедниками и лжепастырями.

Священники должны до конца оставаться священниками, а политики – политиками.

Епископ Андрей Дириенко