Быть ли замещающей семье профессиональной?

.
.

20 октября под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец открылся двухдневный IV Всероссийский форум приемных семей.

В церемонии открытия Форума приняли участие заместитель Министра образования и науки России Вениамин Каганов, заместитель Министра труда и социального развития России Алексей Вовченко, заместитель Министра здравоохранения России Татьяна Яковлева, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

Форум собрал более 1000 участников из 85 субъектов Российской Федерации – приемных родителей, делегаций, включающих в себя членов замещающих семей, представителей региональных органов государственной власти, некоммерческих и общественных организаций.

В рамках Форума приемные семьи получили уникальную возможность на государственном уровне обсудить с руководителями ведомств социального блока Правительства Российской Федерации актуальные вопросы поддержки усыновителей, опекунов и попечителей, в том числе – приемных и патронатных родителей, на воспитание которым переданы дети-сироты. Не остались без внимания также вопросы развития форм семейного устройства сирот, эффективности реализации программ подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей.

Приветствуя участников конференции, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила, что еще в 2012 году банк данных детей-сирот насчитывал 119 тыс. детей. Однако уже в 2014 году в результате того, что дети стали получать возможность жить в приемных семьях, число детей-сирот, ожидающих усыновления, сократилось до 93 тыс. По словам вице-премьера, целый ряд мер со стороны Правительства Российской Федерации, деятельность общественных организаций, инициативы приемных родителей позволили достигнуть таких успехов.

Ольга Голодец также отметила, что в последние годы увеличилось количество усыновленных детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

«Сегодня, подводя итоги за год, мы можем четко сказать, что во всех категориях произошли изменения, – констатировала заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, – увеличилось число усыновлений и число передач под опеку в приемные семьи, и, кроме того, нас особенно радует, что сегодня все больше семей стали принимать детей-инвалидов». Ольга Голодец отметила, что в достижении таких показателей большую роль сыграли сами приемные родители.

«Их личный пример побуждает других людей быть внимательнее и добрее, принимать в свои семьи тех сирот, которые нуждаются в особом внимании», – сказала вице-премьер.

Она напомнила, что современные российские детские дома повсеместно переводятся на форму работы, которая предполагает содержание ребенка в условиях, максимально приближенных к семейным.

«Каждый ребенок должен иметь маму и папу, и это наше основное призвание – это то, ради чего мы все собрались», – сказала Ольга Голодец.

По словам заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Вениамина Каганова, сегодня удалось достичь упрощения процедур и сокращения сроков устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; выработки требований к порядку формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, увеличение размера федеральных пособий и пенсий детям-инвалидам, в том числе при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, а также братьев и сестер.

«Принятые меры позволили в 2013 году увеличить количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан, на 3 % по сравнению с 2012 годом, в противовес ежегодному снижению на 10–15% в последние пять лет», – сообщил замглавы Минобрнауки России.

Замминистра также подчеркнул необходимость регулярных встреч с приемными родителями: «Эти встречи очень важны, потому что позволяют не только проинформировать о том, что мы сделали за этот год, но и получить обратную связь, выяснить, где еще существуют проблемы, какие новые сложности, что еще не удается решить на местах, и вместе обсудить, что еще мы можем сделать».

Он рассказал, что анализ деятельности регионов по вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что положительная динамика обусловлена постоянным развитием региональной нормативной правовой базы, наличием хорошо продуманных региональных программ и стандартов деятельности, как в области профилактики социального сиротства, так и в сфере семейного устройства. Большую роль также играют внедрение механизмов раннего выявления семейного неблагополучия и оказание своевременной помощи, что также сокращает число детей, поступающих в систему государственного попечения.

«Сегодня на первый план выходят задачи разработки и реализации новых информационно-просветительских стратегий, совершенствования системы предоставления медицинских и образовательных услуг семьям, принявшим на воспитание таких детей-подростков, детей с ОВЗ и детей, имеющих братьев и сестер», – отметил Вениамин Каганов.

Спикером второго блока первого дня конференции была Ольга Юрьевна Баталина, которая отвечала на вопросы замещающих родителей. Такой открытый диалог позволил увидеть различную работу местных властей на региональном уровне. Как и в прошлом году выяснилось, что помощь приемным семьям в регионах зависит не от богатства и отдаленности какого-то региона, а от того, являются ли дети, в данном случае, дети-сироты приоритетом, для чиновников. Было также выявлено положительное влияние прошлогоднего форума на политику местных властей.

Второй день форума был посвящен положительному опыту приемных семей в регионах и работе служб сопровождения.

Как выяснилось, множество приемных семей – это многодетные семьи. Кто-то воспитывает кровных и приемных детей, кто-то — только приемных, но вопросы поднимаются одни и те же:
Как дать детям в больших семьях проявить свою индивидуальность, ведь каждый ребенок хочет чувствовать себя единственным и неповторимым? Как не обделить ребенка заботой, вниманием, любовью? Как выкроить время на все, с чем сталкиваются многодетные родители? Например, работа с документами, невероятное количество которых приходится оформлять родителям.

В качестве положительного примера было показано, что в больших семьях не обходится без трудового воспитания. Дети учатся не только навыкам самообслуживания, но и заботятся о младших детях, помогают родителям в быту, занимаются выращиванием сельхозпродукции, ухаживают за домашними животными.

В большинстве приемных семей огромное внимание уделяется обучению детей в школе дополнительного образования. Немало детей посещают и спортивные школы.

Очень интересно и красочно был представлен опыт семей, в которых дети воспитываются в культурных и религиозных особенностях своего региона.

На форуме много говорилось о том труде, который совершают приемные родители, ведь не секрет, что благополучные сироты – это редкость. К такой категории можно отнести лишь маленьких деток, а то и младенцев. Чаще всего сироты – это дети, которым нужна физическая, психологическая, социальная реабилитация. В каком денежном эквиваленте можно выразить вознаграждение приемным родителям, которые занимаются, по сути, не только оздоровлением одного ребенка, но и оздоровлением общества? Ведь на форуме было лишь одна тысяча участников, а по России приемных семей в несколько тысяч больше.

Пожалуй, на мероприятии самый злободневный вопрос был– должна ли стать замещающая семья профессиональной?

Несмотря на популярность этого вопроса, он так и остался открытым.

Справка:

По состоянию на 17 октября 2014 года, на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 93 092 детях-сиротах (в 2011 г. – 126 574 ребенка, 2012 г. – 119 070 детей, 2013 г. – 106 646 детей).

По состоянию на конец 2013 года, на территории Российской Федерации функционировали 1 520 организаций для детей-сирот, из них:
— 1197 образовательных учреждений для детей-сирот (в них детей-сирот – 65,4 тыс.);
— 194 дома ребенка (в них детей-сирот – 9,3 тыс.);
— 129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот – 13,5 тыс.).

На протяжении 2009–2013 годов количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 18% (в 2009 г. – 1 468 учреждений, в 2010 г. – 1 399 учреждений, в 2011 г. – 1 355 учреждений, в 2012 г. – 1 287 учреждений, в 2013 г. – 1 197 учреждений).

Ирина Манкина