Покаяние – путь к истинной вере

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Библия утверждает, что единственный путь к истинной вере – это покаяние. Весь Новый Завет говорит нам о том, что без истинного покаяния не может возродиться истинная вера.

Приход Спасителя предваряет служение Иоанна Крестителя, который призывал весь народ к покаянию.

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Евангелие от Марка 1:1-5).

Мы видим, что призыв Иоанна к покаянию был подготовкой к явлению Спасителя Христа. До тех пор, пока народ не покаялся, их долгожданный Мессия (Спаситель) не мог быть явлен. Истина заключается в том, что все, кто отверг покаяние, проповедуемое Иоанном Крестителем, не узнали в Иисусе Христе Спасителя и Господа. А покаявшимся Он открылся как Господь.

Иисус начинает Свое служение там, где закончил Иоанн Креститель.

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Евангелие от Марка 1:14,15).

Итак, первая заповедь, исшедшая из уст Христа –это «покайтесь». Вторая – «веруйте».

После Своей крестной смерти и воскресения Иисус посылает учеников идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем народам земли. И опять первым словом Его великого поручения было «покаяние».

«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Луки 24:46,47).

Снова сначала – покаяние, а затем – прощение грехов и вера.

В Деянии святых апостолов, во 2-й главе, в величайший праздник Пятидесятницы (сегодня мы празднуем его как праздник Троицы) апостол Петр проповедует свою первую проповедь в Иерусалиме пришедшим на поклонение в Храм со всех концов земли. Толпа, потрясенная словами проповеди, обращается к апостолу: «Что нам делать?» И тут же получает ответ из уст апостолов: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:37,38).

Опять-таки сначала покаяние, а после этого – крещение и прощение грехов.

В подтверждение этому святой апостол Павел в Деянии апостолов, 20-й главе, обращаясь к пасторам и лидерам Эфесской церкви, прощаясь с ними, зная, что они больше не увидятся, кратко напоминает им содержание проповеди Евангелия, которое он им когда-то проповедовал.

«…как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:20,21).

Снова порядок проповеди ясен: во-первых, покаяние, затем – вера.

А в Послании к евреям, 6-й главе, апостол Павел дает описание азов христианской веры.

«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евреям 6:1,2).

Здесь апостол Павел истолковывает слово «покаяние» как «обращение от мертвых дел».

На протяжении всего Нового Завета покаяние рассматривается как первая реакция грешника на Евангелие (Это Божье требование). Ничто не может предшествовать ему и ничто не может его заменить.

Прежде всего, важно понять, что на самом деле понимается в Писании под словом «покаяние».

В греческом оригинале Нового Завета мы встречаем глагол «метанойен», который переводится на русский язык как «покаяться».

Этот глагол, начиная от классического древнегреческого языка до новозаветнего, имеет один явный и определенный смысл. Он всегда означал «передумать». У многих людей «покаяние» ассоциируется с эмоциями. Однако человек может переживать очень эмоционально и проливать много слез, но, тем не менее, никогда не покаяться. У других людней покаяние ассоциируется с исполнением каких-то религиозных ритуалов. Но возможно пройти через много ритуалов и, тем не менее, не покаяться в истинном Библейском смысле. Итак, сутью «покаяния» в Новом Завете является не только эмоция, но и решение.

Если мы обратимся к Ветхому Завету, то обнаружим, что слово, которое переводится как «покаяться», означает «повернуться», «вернуться», «возвратиться». Это прекрасно согласовывается со смыслом покаяния, раскрываемым в Новом Завете. Итак, Новый Завет подчеркивает внутреннюю природу истинного покаяния. Ветхий же Завет подчеркивает внешнее активное проявление внутренней перемены. Вместе эти два понятия дают полную картину покаяния – это внутреннее изменение ума, проявляющееся во внешнем повороте, чтобы идти в совершенно новом направлении.

Прекрасным примером истинного покаяния является притча о блудном сыне, которую мы находим в Евангелии от Луки 15:11-32.

Блудный сын повернулся спиной к отцу и своему дому и пошел в дальнюю страну, где растратил все свое имущество, живя распутно. Наконец, он пришел в себя, в состоянии голода, одинокий, оборванный, живущий среди свиней, желая хоть чем-то наполнить свой желудок. В этот момент он принимает решение: «Встану и пойду к отцу моему». Далее он немедленно приводит свое решение в действие. Это истинное покаяние: во-первых, внутреннее решение; во-вторых, внешний акт исполнения этого решения – возвращение домой к отцу.

В своем естественном, невозрожденном, грешном состоянии каждый из рожденных на земле людей стоит спиной к Богу, своему Отцу. В этом положении каждый предпринимаемый им шаг – это шаг в направлении, противоположном Богу и небу. По мере того, как он идет по этому пути, свет – позади, а впереди – тени. С каждым шагом – ближе к концу, ближе к могиле, к аду.

Всякому, идущему этим путем, в первую очередь нужно остановиться, переменить свои мысли, повернуться назад, найти противоположный путь и идти по этому пути спиной ко тьме и лицом к свету.

Этот первостепенный поступок называется в Писании «покаянием». Всякий грешник, который желает примириться с Богом, должен предпринять этот шаг.

Далее. Как священнослужитель мне приходится принимать исповедь от многих людей. Моя задача – помочь им искренне покаяться перед Богом. Я молюсь за них и вместе с ними. Множество раз я слышал их свидетельство, что после покаяния и исповеди у них уходит чувство горечи, поражения, неудачи и безнадежности. Обычно покаяние приносит сокрушение и глубокое сожаление в духе за то, что этот поступок огорчил Бога и близких.

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:1,2).

Иоанна говорит о том, что Иисус добровольно занял наше место и заплатил высокую цену за нас, и теперь то, во что мы верим, позволяет Ему ходатайствовать за нас перед небесным Отцом.

Когда грех пришел в жизнь библейского царя Давида, он смирился и взывал к Богу, потому что его духовные глаза открылись.

Царь Давид поступил правильно, он покаялся в слезах, говоря: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Псалом 50:3).

Он понимал – ему нужна сверхъестественная милость. Давид признал то, что блуд и то, что последовало за ним, представляют собой бунт против Бога. Он просил не только о прощении своих грехов, но также умолял: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Псалом 50:4,5). Давид прекрасно понимал свой грех. Он признал его и сказал: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Псалом 50:6).

Если мы осознаем, что находимся в мире с Богом, то результатом этого является чистый разум. Вина забирает у человека силу, и он чувствует себя слабым в любой ситуации, позволяя врагу управлять им. Иногда молитва типа «Боже, прости меня за все!» скрывает нежелание раскаяться, признать свои ошибки и измениться. Некоторые думают, что такого покаяния достаточно. Тем не менее, когда человек определяет конкретный грех в своей жизни, он должен его искренне исповедать, сожалеть о сделанном, увидеть его как действие против Бога, отказаться от греха, прося помощи у Иисуса Христа.

Наш Бог милостив и полон прощения. Неважно, как сильно человек согрешил перед Ним, но если он искренне кается, Бог просит его и восстановит.

«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа…» (Деяния 3:19,20).

Епископ Андрей Дириенко