Российские императоры и евангельская вера

В результате потрясений войны 1812 года император Александр I пережил нечто, совершенно изменившее его личность.

Историки единодушно указывают, что он «впал в мистицизм». Этот загадочный «мистицизм» заключался в том, что император был замечен в «странных, фамильярных отношениях с Богом, считал, что он знает своего личного Спасителя». Кроме того, он захотел обращать на этот путь своих друзей, знакомых, а если посмотреть на его деятельность после обращения, то и всю огромную страну. Для нас, верующих людей, здесь нет ничего непонятного: произошло одно из обыкновенных чудес — император обратился к Богу, пережил бурное раскаяние, чему находится много свидетелей, и уверовал в Иисуса Христа как своего личного Спасителя.

Император Александр I
Император Александр I

Плоды этого обращения чудесные — Библейское общество, ставшее любимым детищем всей его жизни. Дать народу Евангелие! Открыть народу лик Христа! С этим в России всегда были проблемы. «Ликов» хватало любых, только не отыскать среди них лика Христа. Евангелие веками считалось книгой церковной, а «простым людям ее грех читать». Император обновленным разумом понимал корень проблемы.

Как пишет историк А. Н. Пынин: «Ему казалось, что развитие библейской религиозности будет могущественным средством, чтобы основать то христианское воспитание, на котором утверждается спокойствие и счастье народов». Все верно, только это — реальность, а не «кажимость».

Библейское общество, начавшееся со «скромной мелочи» — перевода и печатания Библии и Евангелия, — оказалось в центре многих культурно-образовательных и воспитательных процессов.

Прежде всего Библейское общество было первой общественной организацией в России! Да, царь покровительствовал этому делу, а организацией его ведали пастор Петерсон и князь Голицын.

Распространение христианских идей и насаждение нравственных устоев неизбежно подвели к заботе о народном образовании.

Император Николай II
Император Николай II

Число учебных заведений стало умножаться, а преподавание в них совершенствоваться. Император встречался с выдающимся педагогом Песталоцци и поручил известным русским педагогам подготовить доклад о новых методах обучения. Вспомним описанную в литературе старую начальную школу с зубрежкой и физическими наказаниями, унижающими достоинство будущих граждан.

Далее, педагогов нужно было готовить, и при университетах открываются педагогические институты, призванные обеспечить начальную и среднюю школы педагогическими кадрами. Из духовного центра всех этих реформ, из Библейского общества, исходила идея христианского братства, веротерпимости, ведь там сотрудничали протестанты и православные! А общество ширилось, за 11-12 лет своего существования (1813-1825) в России возникло 289 его филиалов.

Затем произошло событие, которое заслуживает того, чтобы быть записанным красными буквами в нашей истории. В 1822 году царь велел переводить Евангелие, а потом и всю Библию на современный русский язык. Евангелие должно было пойти в народ, но перед ним стояла гора — народное рабство, невежество и почти полная неграмотность. Царь размышлял и об этом, но отложил реформы на более позднее время, а время это в его жизни не пришло. Оно придет в царствование Александра II. Но важно уже то, что мысль царя обращалась к созданию в России евангельского государства, общехристианского, а не православного. Это была просто неизбежная мысль у императора такой большой империи, куда кроме русского православия входила и протестантская Прибалтика, и лютеранская Финляндия, и многоконфессиональная, преимущественно католическая Польша. Развивалось и миссионерство среди мусульман.

император Александр II
император Александр II

Если до войны 1812 года образцами подражания для русского общества были Франция, французское Просвещение и вольномыслие (безбожие), то теперь, в царствование Александра I, страна обратила свои взоры на Великобританию, предложившую всему миру вместо революции путь нравственного совершенствования с идеями пиетизма, пробуждения, обновления религиозного чувства против парализующего действия догматизма.

Между тем Библейское общество переводило и переводило Евангелие: на финский, немецкий, армянский, калмыцкий, польский, персидский, вотяцкий, пермяцкий, осетинский, киргизский языки — всего к 1823 году на 41 язык! И в 1816 году была напечатана на старославянском языке полная Библия, а в 1822 году — первый русский перевод Евангелия. История переводов — сложная, драматичная, героическая. Русский перевод — заслуга наших православных братьев, члена Библейского общества архимандрита Филарета, профессора богословия Г. П. Павского, сибирского миссионера архимандрита Макария.

История героическая, потому что и печатание, и перевод Евангелия вызывали яростное сопротивление как православной иерархии, так и некоторых правящих кругов. Президент Российской Академии Шишков: «При сем необузданном и, можно сказать, всеобщем наводнении книгами Святого Писания где найдут место правила апостольские, творения святых отцов, деяния святых соборов, предания, установления и обычаи церковные, одним словом, все, что доселе было оплотом православия… Чтение Священных книг состоит в том, чтобы истребить православие, возмутить отечество и произвести в нем междоусобие и бунт… Всяк сделается сам себе толкователем». Митрополит Серафим говорил царю о необходимости прекращения переводов Св. Писания и «уменьшения скромными мерами числа выпущенных книг». Эти «скромные меры», как выяснилось позже, состояли в том, что после смерти императора несколько тысяч экземпляров русского перевода Пятикнижия с книгами Иисуса Навина, Судей и Руфи были сожжены в печах кирпичного завода. Божье Слово было смертельно опасным для власти православной иерархии и ее доходов.

Но история на этом не кончается. После тридцати лет царствования Николая I будет почти столько же лет царствования Александра II, прозванного «царем-освободителем». Он восстановит уничтоженное Библейское общество и продолжит печатание русского Нового Завета массовыми тиражами, он даст свободу крестьянам, и именно в его царствование начнется великое русское евангельское Пробуждение, чьими потомками и наследниками являемся мы. История Александра II — отдельный разговор. А нам, верующим, в назидание сказано «молиться о начальствующих, чтобы проводить жизнь тихую и безмятежную».

Марина Каретникова,
кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург