Святая Троица

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Праздник Троицы христиане отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Он напрямую связан с третьей личностью Божественной Троицы — Святым Духом. Согласно Библии в этот день Дух Святой сошел на апостолов, исполнив те обещания, которые дал Иисус Христос Своим ученикам:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами…» (Евангелие от Иоанна 14:16-18).

Многие христиане хорошо понимают значение Бога-Отца и Спасителя Иисуса Христа. А третья личность Божественного Триединства мало им знакома.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2:1-4)

Первоапостольская Церковь, хоть и не была государственной и претерпевала тяжелые гонения, имела откровение о Духе Святом. Поэтому там царили чудеса, исцеления, массовые обращения из язычества — и все это благодаря Святому Духу. Она была наполнена силой Божьей и жизнью, и каждый верующий был крещен Святым Духом.

Как праздник Крещения напоминает христианам о важности крещения водой, так и праздник Троицы говорит о необходимости крещения Духом Святым.

«…Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деяния 1:5).

Каковы важнейшие результаты крещения Святым Духом в жизни каждого верующего?

1. Сам Христос говорит о первом из этих результатов перед Своим вознесением на небо.
«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Евангелие от Луки 24:49).

«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8).

Этот результат — сила, дарованная свыше, необходимая для собственной духовной жизни, а также для того, чтобы проповедовать Евангелие другим. Библия полна рассказов об «обыкновенных» людях, проживших «необыкновенную» жизнь, потому что они узнали секрет, как черпать силу от Святого Духа. Возможно, у некоторых людей возникало тайное подозрение, что настоящая христианская жизнь с ее моралью, святостью и праведностью доступна только для нескольких «суперсвятых». Может быть, они сами несколько раз пытались жить в соответствии с этим идеалом, но спустя несколько дней или недель они неизбежно разочаровывались. В нашей жизни часто не хватает собственной духовной силы устоять перед искушениями и атаками дьявола, но ее способен дать Святой Дух.

Церкви Христовой нужно принять вызов, брошенный апостолом Павлом:

«…ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Коринфянам 4:20).

2. Следующим важным результатом крещения Духом Святым является доступ к сверхъестественным Божьим дарам.

Изучая Библию, каждый искренний христианин вынужден признать, что вся жизнь и все переживания первых христиан были пронизаны сверхъестественными знамениями, которые были связаны исключительно с работой Святого Духа.

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:1-11).

Сверхъестественные переживания не были чем-то случайным или дополнительным. Они были неотъемлемой частью жизни первых христиан. Их молитва была сверхъестественной, их проповедь была сверхъестественной. Такой же была их защита. Со 2-й главы Деяний апостолов, после сошествия Святого Духа, нет ни одной главы в этой книге, где бы ни шла речь о сверхъестественном.

«А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые: вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деяния 6:8-10).

Чудеса были обычным явлением в первоапостольской Церкви. К сожалению, сегодня у некоторых христиан не осталось ничего, кроме догматики. Они забыли предупреждения апостолов. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:6).

Только Святой Дух может оживить букву учения Нового Завета и сделать учение живым, личным, сверхъестественным образом жизни для каждого верующего.

3. Важный аспект крещения Святым Духом касается молитвенной жизни христиан.

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Римлянам 8:26,27).

Апостол Павел упоминает один вид немощи, свойственный всем верующим в их естественном состоянии без Святого Духа — незнание как правильно молиться и как молиться в соответствии с волей Божьей. Поэтому Дух Святой дает нам молитвенный язык.

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…» (Ефесянам 6:18).

4. Откровение о Писании.

Еще одним результатом крещения Святым Духом является понимание и откровение Священного Писания. Я знаю многих людей, которые, имея хорошее образование, многие годы пытались изучать Библию. Но она оставалась для них «закрытой» книгой. Пережив крещение Святым Духом, они говорили о том, насколько Священное Писание стало ясным и понятным для них.

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Евангелие от Иоанна 16:13).

Дух Святой приходит не для того, чтобы возвысить верующих, а чтобы прославить Иисуса Христа в жизни людей и служении Ему.

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Евангелие от Иоанна 16:13,14).

Иисус называет Духа Святого «Утешитель», в греческом языке — «Параклетос». Это слово означает, что Он — Защитник, когда мы беспомощны; Целитель, когда мы больны; Друг, когда мы одиноки; Утешитель, когда мы беспокоимся; Ободряющий, когда мы подавлены; Пастор, когда мы потеряны; Исправляющий, когда мы неправы; Обличитель, когда мы грешим; Советник, когда мы сомневаемся; Учитель, когда мы невежды; Вдохновляющий нас, когда мы слабы; Мотивирующий нас, когда мы встревожены;

Освежающий, когда мы утомлены; Бросающий нам вызов, когда мы должны стать победителями. Дух Святой пришел, чтобы ободрить Церковь, дать ей силу исполнить то, что поручил Бог.

Апостолы очень много учили о Святом Духе.

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деяния 19:1,2).

Здесь мы читаем главный вопрос, который задавали апостолы всем христианам. Этот вопрос относится и к нам, сегодняшним христианам: «приняли ли мы Духа Святого, уверовав», или остаемся в неведении о прекрасном даре, который дал нам Бог?

Епископ Андрей Дириенко