Есть ли выход из украинского кризиса?

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Последние события на Украине никого не могут оставить равнодушным. Хочется выразить слова соболезнования семьям, потерявшим своих близких на Майдане. С обеих сторон погибло около ста человек, почти восемьсот получили ранения, пролилась кровь. Если отбросить весь политический пафос, то в остатке оказываются только эти жертвы братоубийственного конфликта. Согласно Библии, первым, кто поднял руку свою на брата, был Каин. Каковы бы не были его политические или религиозные мотивы, итог был печален.

«…голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно» (Бытие 4:10-13).

Для меня Украина очень близка, потому что во мне четверть украинской крови, в нескольких областях республики живут мои родственники. Поэтому меня очень беспокоит сложившаяся ситуация и тенденция гражданской войны.

Иисус сказал: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Евангелие от Матфея 12:25).

Я абсолютно уверен, что русские, украинцы и белорусы – это братские народы, практически один славянский этнос.

Господь ничем не обидел нас, дал богатую ресурсами землю, наделил нас талантами, дал все возможности для благословенной жизни, заложив в нас великий потенциал. Я верю, что у всех нас – великая судьба от Бога. Мы многое вместе перенесли, одержали много славных побед. Вместе пострадали от сталинских репрессий и выжили, пережили коммунистические гонения и не потеряли веру. Мы все перемешались, переженились. Мало, кто может сегодня сказать, что он исключительно русский или исключительно украинец.

Если мы будем дружны, то нас ожидает великое будущее.

«И сказал Бог: Все люди – один народ и у них один язык… Теперь не будет для них ничего невозможного» (Бытие 11:6, современный перевод).

«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галатам 5:15). Так предупреждал нас апостол Павел.

Сейчас время Великого предпасхального поста, когда большинство христианских конфессий посвящают себя посту и молитве за духовные насущные цели для себя, своего народа и страны.

Мне хочется обратиться ко всем верующим людям: давайте посвятим этот пост событиям на Украине. Давайте молиться о мире для всех славянских народов; чтобы больше не лилась кровь; чтобы Бог дал мудрости всем правителям и политикам и подсказал, как выйти из сложившегося кризиса; чтобы Господь смягчил сердца людей с обеих сторон, принося прощение и исцеление.

Я видел, какими каменными становятся сердца людей, пораженные национализмом. Если мы будем поститься и молиться за свой народ, то Бог обещает: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог» (Иезекииль 11:19-21).

В Библии пост всегда был олицетворение величайшего смирения перед Богом. И Бог обещал: «…и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Паралипоменон 7:14).

А теперь подробнее о том, что такое пост? Каково его духовное значение? Как избежать крайностей? И чем пост отличается от простого голодания?

Первый грех — непослушание Адама и Евы — проявился в том, что они съели запретный плод. Это стало причиной того, что все человечество потеряло связь с Богом. Их отношения были разрушены.

Начиная Свое служение, Иисус Христос, названный вторым Адамом, победил искушение от дьявола во время сорокадневного поста в пустыне, преодолев самые яростные атаки врага человеческих душ. Вместо того, чтобы «сотворить и есть», как это предложил Ему дьявол, Он продолжил пост, отвоевав то, что было утеряно Адамом и Евой.

Этим Он заложил основание Своего мессианского искупления и восстановления человечества.

Недостаток дисциплины и потакание плотским желаниям приводят нас к духовному бесплодию и даже к катастрофе.

Примером может быть библейская история о городах содомских, которые были неистово, без удержу развратны, за что были уничтожены Богом.

«Вот в чем было беззаконие Содомы,.. : в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их» (Иезекииль 16:49,50).

Но когда во время поста мы жертвуем пищей, это производит обратный эффект: во-первых, возрастает самоконтроль, и, во-вторых, активизируется духовный поиск в познании Бога, в третьих, мы проявляем благотворительность.

Падение Исава стало точным повторением того, что произошло с Адамом и Евой. Он продал свое первородство за чечевичную похлебку. Первенец, которому по праву принадлежало все наследство, он мог бы вместо Иакова стать праотцом избранного Богом народа. Но он думал только о земном и в момент искушения променял свое первородство.

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Бытие 25:29-34).

В Священном Писании мы видим массу примеров, когда люди теряли связь с Богом, потому что позволили желаниям своей плоти контролировать себя. И, в то же самое время, мы читаем много других историй о людях, которые благодаря дисциплине поста одержали победу над плотью, обстоятельствами и получили ответ от Бога, изменивший судьбу целых народов.

Пророк Иона предостерег жителей Ниневии, что через сорок дней их город будет разрушен. Царь и все горожане поверили ему, покаялись, взяли пост, сокрушаясь перед Богом. В результате Ниневия была спасена.

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: `чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем?. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:5-10).

До сегодняшнего дня израильский народ празднует Пурим в память о спасении от истребления всех евреев, проживавших в Персидской империи во время царствования Артаксеркса. Царь подписал указ, дающий право жестокому первому министру Аману уничтожить всех иудеев. Но царица Эсфирь со своими служанками и родственниками постились три дня и три ночи, в результате еврейский народ был спасен, а Аман был казнен царем. И Библия полна таких примеров, когда пост и молитва изменяли естественный ход событий.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что пост — одно из самых необъяснимых явлений. Но Бог предлагает двенадцать обетований, если мы будем правильно поститься.

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!? Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Исаия 58:6-12).

Пятьдесят восьмая глава книги Исаии — это одна из лучших глав в Библии на тему поста. Вот эти двенадцать обетований: откровение, исцеление, справедливость, Божье присутствие, Его слава, ответы на молитвы, Божье руководство, духовное обновление, укрепление, эффективность, возрождение будущих поколений и восстановление разрушенного.

Итак, пост — это воздержание от пищи для духовных целей. В Библии упоминается три вида поста. Первый — сухой (строгий) пост без еды и воды. Он не может быть длительным, иначе можно разрушить организм. Медики не рекомендуют так поститься более трех дней.

Второй вид — обыкновенный пост без приема пищи, но с употреблением воды или соков. Такой пост может быть длительным.

Третий пост — частичное воздержание: отказ от мяса, вкусной, высококалорийной пищи.

Иисус Христос, давая самые первые наставления о посте, предупреждал, что пост может быть использован для превозношения. Он указал на фарисеев, которые всем демонстрировали, что они постятся, чтобы окружающие их почитали и прославляли.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:16-18).

Когда мы обращаемся к Библии и истории Церкви, то увидим, что пост являлся регулярной практикой в жизни Божьего народа. Первые христиане несколько столетий подряд практиковали пост в среду и пятницу каждую неделю. Часто он подготавливал к христианским праздникам.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).

Пост всегда должен сопровождаться молитвой и изучением Божьего Слова.

Сегодня есть много литературы, дающей рекомендации, как правильно поститься, чтобы не навредить своему здоровью.

А людям с физическими недугами желательно посоветоваться с врачом.

Епископ Андрей Дириенко