Как обрести свободу от зависимостей

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Начиная свое служение, Иисус Христос в первой Своей проповеди, которую Он произнес в Назарете, городе, в котором Он был воспитан, цитировал пророка Исаию: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Евангелие от Луки 4:18-20). Этой фразой Он провозгласил цели Своего земного служения людям.

Сегодня мне хотелось бы рассмотреть одну из этих целей, а именно – «проповедывать пленным освобождение».

Сегодня миллионы людей порабощены тем или иным видом рабской зависимости. «Быть в рабстве» — это означает находиться под контролем и подвергаться манипуляциям какого-либо зла или разрушительной силы. Человек может оказаться в рабстве вредных привычек, неправильных мыслей, отношений, эмоций, чувств и действий.

Некоторые люди находятся в плену у сигарет, наркотиков, алкоголя, методично разрушающих их тела. Другие сферы рабства включают в себя волнение, тревогу, лень, азартные игры. Многие попадаются на крючок лотерей, думая, что один билет сделает их миллионерами. А порой бывают так, что деньги, потраченные на лотерейный билет, должны были восполнить потребности детей в семье.

Кто-то находится в плену у сребролюбия.

«…корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

В наше время все большее распространение получает компьютерная зависимость, интернет-зависимость и игромания.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Люди теряют интерес к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Где найти границу между простым увлечением и настоящим рабством? Ответ мы находим в письме апостола Павла коринфянам.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12).

Часто мы видим, как на первый взгляд безобидные вещи превращаются в ужасных рабовладельцев.

В Евангелии от Иоанна Иисус Христос предупреждает нас: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Евангелие от Иоанна 8:34).
Деньги сами по себе не являются грехом. Но когда они становятся для человека превыше всего, то овладевают его сознанием, превращаясь в пагубную страсть.

А что касается компьютерной зависимости, то появление всемирной сети Интернет создало возможность так называемого «интерактивного общения». Оно чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру информации порнографического характера на различных сайтах, что ведет к нарушению сексуального поведения или сексуальной зависимости.

Поклонниками электронных игр в основном являются подростки или люди молодого возраста. Одной из особенностей современных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которых характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике и стать причиной чрезмерной агрессивности. Можно сказать, что в последнее время многие громкие и массовые убийства часто совершаются поклонниками известных своей жестокостью игрушек. К примеру, норвежец Брейвик и его московский последователь Виноградов были любителями подобных «стрелялок».

Как правило, компьютерная зависимость вызывает возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более усугубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Как же избавиться от любой зависимости и компьютерной, в том числе?

Любого монстра проще победить, когда он маленький, поэтому чем раньше обнаружится пристрастие к чему-либо, тем проще избавиться от него. Но обнаружить его тоже непросто. Большинство алкоголиков не признают свою зависимость, считая, что они могут бросить пить в любой момент. Поэтому признание своей зависимости – это первый шаг к свободе.

Иисус Христос предлагает нам свободу от любого вида рабства. Но сначала человек должен захотеть стать свободным. Далее необходимо определить корень того, что держит человека в рабстве.

Корнем беспокойства и тревоги часто оказывается чувство незащищенности, ставшее результатом тех событий, которые произошли в период взросления человека.

Корнем, лежащим в основе погони многих людей за материальными ценностями, часто оказывается нехватка чего-либо, страх, что если они не будут делать запасы и копить, то останутся в нищете.

Многие люди пойманы в ловушку безнравственности, нечистоты и порнографии из-за пустоты в их жизни.

Корнем любого вида рабства может быть пустота, незащищенность, отверженность или что-то негативное, происшедшее в детстве. Однако истинный корень любого рабства – это грех. Есть разные формы греха. Часто грехом являются нарушенные жизненные приоритеты. Нарушается заповедь «Не сотвори себе кумира!», что-то на первый взгляд безобидное становится идолом и распоряжается жизнью человека. То, что должно принадлежать Богу или ближним – время, деньги, внимание, любовь, общение, забота – поглощает идол, и нарушается первая заповедь: «Возлюби Бога и возлюби ближнего твоего».

Когда Адам и Ева отведали в саду запретного плода, Адам обвинил Еву, Ева обвинила змея, а змею обвинить было некого.

Некоторые люди говорят: «Я вырос в неблагополучной семье. Отсюда к меня эта проблема, этот недостаток или эта ситуация».

Но отправная точка всего этого – Божий закон был каким-то образом нарушен. Если человек не будет предельно честен и не согласится признать: «Я согрешил», истинного освобождения не произойдет.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Человеку необходимо быть предельно честным и признать: «Я нарушил Твои законы, Господь. Я поступил неправильно».
Иисус сказал: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8:31,32).

Некоторые люди ищут только временного облегчения и не хотят иметь дело с корнями проблемы. Чтобы стать такими свободными, какими всех нас хочет видеть Бог, нужно разобраться с корнями проблемы. С этим я советую обратиться к хорошему духовному наставнику или душепопечителю (священнику, пастору, христианскому психологу).

Епископ Андрей Дириенко