Концерт памяти Битвы народов в Лейпциге

Участники проекта. Крайний слева - Борис Рысин
Участники проекта. Крайний слева — Борис Рысин

Недавно мне выпала честь в качестве композитора принимать участие в одном важном событии в Европе. Речь идет о двойном юбилее — двухсотлетии Битвы народов под Лейпцигом и столетию мемориала, посвященного этой дате.

В числе организаторов этого события выступил Исторический музей Лейпцига, а также музыкальный коллектив Denkmalchor — хор, исполняющий произведения в зале мемориала.

Сам по себе памятник представляет собой весьма интересное сооружение. Впечатляют его размеры: высота: 91 м, высота внутреннего зала с куполом — 68 м. Это самый массивный памятник в Европе. Он построен непосредственно на месте битвы вблизи Лейпцига.

В те дни, 16-19 октября 1813 года, произошло крупнейшее в XIX веке сражение, в котором силы Наполеона I Бонапарта были разбиты союзными армиями Австрии, Пруссии, России и Швеции. В память о погибших через сто лет после сражения, в 1913 году, был возведен этот монумент.

Судьба самого памятника сложилась непросто. Представляющий из себя действительно выдающееся сооружение, он был использован нацистами в целях пропаганды и после окончания Второй мировой войны практически не реставрировался, постепенно приходя в запустение. Отношение к нему местных жителей тоже было противоречивым. Тем более примечательно, что к его столетнему юбилею в 2013 году было решено полностью его отреставрировать и по-новому осмыслить события прошлого и их влияние на современную жизнь в Европе.

Было принято решение помимо выступлений политиков и общественных деятелей провести концерт, на котором звучала бы музыка современных композиторов Европы из стран, участвовавших в сражении. Были приглашены шесть композиторов — из Австрии, Германии, Польши, России, Франции и Швеции. Им было предложено написать сочинение к этой памятной дате.

Участникам проекта было предложено использовать любой текст и создать произведение для хора (точнее, даже двух хоров — немецкого и французского) и инструментального ансамбля. В результате семинара, проходившего в ноябре 2012 года был совместно определен состав исполнителей, а также порядок следования сочинений и расположение исполнителей (оно в разных сочинениях предполагалось разным). Среди технических решений интересным было использование камеры и видеомонитора для органиста, так как он находился на отдельном ярусе. Внутри мемориала очень своеобразная акустика — памятник «звучит» как собор и особенно подходит для исполнения хоровой музыки. Именно поэтому, когда из Германии в Россию пришел запрос, сотрудники Центра современной музыки в Москве решили предложить написать сочинение мне, поскольку знали, что я пишу церковную музыку.

Отношение организаторов к делу было серьезным и заслуживающим уважения. Их внимательное отношение к идеям композиторов и готовность прислушиваться и идти навстречу было характерным для европейского отношения к культуре в целом. Нам был оказан очень хороший прием.

На протяжении всего времени подготовки и во время поездок я видел, что Бог направляет меня в решениях и помогает во всем.

В частности, перед второй поездкой удалось очень быстро собрать документы, в нужный момент находились все необходимые средства. Я благодарен всем, кто помогал и молился за это мероприятие.

При создании сочинения (я писал на немецкий текст и назвал его Das Klagelied, то есть «Плач») мне было ясно, что событие вряд ли можно было назвать праздником — память о многих погибших заслуживала особого отношения. После некоторого времени, проведенного в молитве, я получил решение этой задачи. Ко мне пришла идея в начале сочинения изобразить поле боя, но после сражения, с неясными шорохами и как будто еле слышными стонами раненых… На фоне этого возникает тема у женского хора со словами из Плача Иеремии: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его» (Плач Иеремии 3:1, Синодальный перевод). Именно через сострадание удалось создать нужный образ, а также отразить и подвиг местных жителей, спасших тысячи раненых солдат. При этом слова из библейской книги звучат не только как сожаление пророка о своем народе — становится очевидным, что Сам Бог выражает Свою скорбь о том, что страдают и гибнут люди.

В процессе работы ко мне неожиданно пришла новая тема, которая должна была звучать у органа. Я сразу понял, что это было неслучайно. Орган является одним из символов западной церковной музыки, а Лейпциг известен как город И. С. Баха. Само звучание органа словно переносит нас в зал церкви. И именно в момент звучания органа происходит поворот от скорби к надежде, хор поет о милости Господа. Вполне естественным оказалось и использование в один момент близкого к православному пения мужского хора на словах о покаянии (как уже говорилось, в сражении участвовали русские солдаты). А в светлом звучании женского хора, словно устремленном вверх, звучат слова о том, что нужно обратить сердца к Господу на небесах. В итоге, в конце сочинения звучат строки из книги пророка Иеремии о том, что грядет Царь, Который даст мир земле, и все сочинение заканчивается надеждой и радостью.

Дирижер И.М. Штадтмюллер, коллектив певцов Dresdner Vokalsolisten и другие замечательные музыканты прекрасно справились с задачей: сочинение было исполнено очень успешно и встретило хороший прием, как и другие сочинения, звучавшие в концерте.

Я благодарен Господу за возможность участвовать в подобном творческом осмыслении важных событий и нести людям Благую весть.

Борис Рысин,
член Союза композиторов РФ