Благодать. Правда и ложь

Пастор Андрей Лукьянов, г. Великие Луки
Пастор Андрей Лукьянов,
г. Великие Луки

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11).

Учение о благодати не ново, но именно сейчас наиболее востребовано, набирает силу и обретает множество сторонников.

Многие, крепко укоренившиеся в средневековье парадигмы, долгое время считавшиеся неоспоримыми аксиомами, перестают удовлетворять запросам нашего времени, подлежат перепроверке, соответствию со Священным Писанием. В это время все больше христиан открывают в Слове Божьем свежие источники вдохновения и силы, с наслаждением упиваются «вином Духа и благодати». Проповедники благодати завоевывают все больше сердец, становясь чрезвычайно популярными. В то же время никто еще не знает где край, как не «перегнуть палку», и к каким последствиям может привести крушение старых добрых принципов и замена их на новые, не проверенные еще идеи.

Не очень продуманные попытки как-то сбалансировать учение о благодати либо вовсе не имеют результата, либо имеют обратный результат от ожидаемого. Да и что тут можно ожидать? Этого «джина» опять в бутылку не засунешь. Вкусившие свободы ни за что не хотят вернуться под закон. Закон же теперь нередко видится во всем и практически всегда вызывает аллергию.

Успех этого, несомненно, христианского учения, обусловлен тем, что оно отвечает на два основных вопроса.

Первый — это проигранная война с грехом, которая долгое время велась преимущественно человеческими усилиями, путем самодисциплины, чрезвычайным напряжением сил человеческой воли. Надо признать эту войну проигранной, потому как огромной массе христиан сил хватает только на создание видимости благополучной христианской жизни, маскируя никуда не девшиеся и только нарастающие проблемы.

Второй — это духовная сверхъестественная жизнь, которая оказалась малодоступной для большинства христиан по той же причине осознания своей греховности и несовершенства, своей удаленности от Бога. Ведь если и можно еще как-то играть роль порядочного, соответствующего общепринятым усредненным стандартам христианина, то никак не удается и не удастся изобразить чудеса, исцеления, видения, откровения, духовные проявления там, где на это нет помазания.

Решая первую проблему с грехом, учение о благодати открывает дверь для невероятной духовной жизни, для которой теперь нет преград. Теперь каждый может устремиться к той славе, о которой мечтал или, напротив, раньше даже и не решался мечтать. То, что прежде было доступно лишь некоторым избранным, через благодать становится доступным каждому.

Однако должно вызывать у нас беспокойство, что каждый новый драгоценный предмет порождает множество своих копий и подделок. Одни подделки выглядят очень грубо, но другие сделаны так профессионально, что их трудно отличить от оригинала.

Лично я нисколько не сомневаюсь в том, что огромная масса беспечных христиан без зазрения совести будет пользоваться и уже пользуется подделками, принимая ложь за истину. Ведь когда явился Христос, за Ним пришло много тех, кто претендовал на Его имя и место, много лжехристов. Сатана порою рядится в парик и светлые одежды, пытаясь выдавать себя за Христа, вводя многих неразумных христиан в заблуждение извращенным словом, духом и учением.

Как избежать обольщения?

Прежде всего, мы должны «плыть на глубину». Нам нужно не пытаться непродуманно балансировать благодать законом и неверием, а углубляться в нее, чтобы эта истина не была принята нами поверхностно. Крайности и извращения существуют там, где нет понимания глубины вопроса. Сатана может пользоваться лишь невежеством, ленью и недомыслием христиан.

Все мы можем говорить одни и те же слова, повторять наиболее удачные выражения знаменитых, но вкладывать в них свой смысл, несколько иное значение, маскируя личную слабую позицию за крылатыми фразами и выражениями.

Как много сейчас в интернете постов с выражениями и фразами великих, которые выставляются теми, кто этих великих никогда ни читал, с их жизнью и значением для церкви не знаком да и знать не хочет! Многие мятежники и отступники как щитом прикрываются фразами самых добродетельных и посвященных христиан, да что там христиан, они, не стесняясь, прикрываются именем Иисуса Христа, путь смирения Которого они не познали и вместить в себя не могут.

Учение о благодати учит нас тому, что война с грехом проиграна, потому что и не могла быть выигранной человеческими усилиями. Попытки исполнить закон тщетны, человек оказывается бессилен перед собственной греховной природой, никакими стараниями не может достигнуть высоких стандартов Неба. Но Христос одержал удивительную победу за нас и верою в Него, мы спасаемся, кровь Христа омывает нас от всякого греха. Делами закона никак себя не спасти. Наших усилий хватает в лучшем случае лишь на то, чтобы утвердить собственную праведность, так и не достигнув праведности Божьей. Праведность Божья дается нам по благодати через веру, так, чтобы никто не хвалился собой, но только одним Богом, Который и может нас спасти.

Но один человек, проиграв войну, сдает свою шпагу Богу, а другой — греху. И первый, и второй говорят о благодати, для обоих война закончена, но последствия поражения будут разными. Вопрос в том, кому они сдались на самом деле.

Весть о том, что мы не можем спастись своими делами, обезоруживает нас. Но один начинает с ненасытностью упиваться грехом и теперь пытается компенсировать все то время, когда отказывал своей плоти в чем-то, соревнуется с прелюбодеями и грешниками в распутстве и извращенности, переживает излияние похоти и безудержной страсти в свою жизнь. Другой сосредоточен не на себе, не на своей борьбе, не на своих похотях и страстях, а на Спасителе Иисусе Христе. Он падает к ногам Иисуса и доверяет Ему свою жизнь и свою судьбу. Теперь Иисус — его страсть, его стремление, его путь, истина и жизнь.

Раньше он считал себя не достойным Христа, удаленным от Него по причине грехов и не способности до конца жить праведной жизнью. Но теперь, когда барьер разрушен, он с ненасытностью компенсирует время, потраченное на самоугрызение, сетование и сожаление временем близкого общения с Богом, единением с Ним.

Вспомните двух злодеев, между которыми был распят Христос. Возможно, грехи их были одинаковы, и ни один, ни второй не могли искупить свой грех, оба взывали ко Христу о спасении, но только один был спасен, а второго Иисус вовсе не удостоил внимания. Почему? Их мотивы были разными.

О благодати будут говорить многие. Одни при этом будут развращаться, а другие освящаться. А потом каждый будет судим по делам своим, которые они делали, живя в теле.

«Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы , кому повинуетесь, или рабы греха к смерти , или послушания к праведности?» (Рим. 6:15,16).

Жизнь в благодати — эта жизнь, погруженная в Иисуса Христа, жизнь в полном уповании на Бога без всякой надежды достичь праведности собственными усилиями, но с полной верой в то, что невозможное человеку возможно Богу. Он взял на Себя наши немощи и болезни. Как хорошо знать, что ты абсолютно искуплен и прощен, абсолютно любим Богом, и Он не вменяет тебе греха!

Многие переживают эйфорию от осознания той благодати, которая была явлена в Иисусе Христе. Но, в конце концов, чувства притупятся и все это пройдет. И тогда мы увидим, что останется. Для того, кто был сосредоточен на Христе, эйфорию от мысли «я прощен» сменит эйфория и радость от осознания своего единства со Христом. Для того, кто был сосредоточен на себе, кто лишь использовал учение благодати для того, чтобы свободно грешить, останется мерзкий холодок утопающего в болоте человека.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7,8).

Благодать не в нас, не в нашей слабости и неспособности исполнить закон, благодать во Христе. Когда я во Христе, я под защитой благодати.

Христос мистически взял на себя наши грехи. Мы спасены, когда мистически Ему их отдали, когда мистически доверили Ему свою жизнь.

Благодать больше, чем учение в моей голове. Путь благодати — это путь отождествления себя со Христом. Как Он, так и мы в этом мире.

«Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Осуществить это совсем без молитвы или обычной религиозной молитвой невозможно.

Раньше мы старались регулярно читать Библию, потому что должны (закон), раньше мы молились, потому что христианин обязан молиться. Теперь мы ныряем в Слово Божье, чтобы обнаружить в Нем образ Христа, и бежим молиться, потому что хотим быть в Нем, отождествляемся с Ним. И в этом процессе переживаем полное обновление своей личности в образ Христов. Этот мистический путь приводит нас к чудесам и знамениям, о которых мы раньше и не мечтали. Парадокс в том, что когда мы своими силами боролись с грехом, он имел силу, а теперь, когда доверились Христу, грех не может господствовать над нами.

Благодать — это обилие духовной жизни; это открытая дверь в духовный мир; это портал, по которому в нашу жизнь устремляются чудеса и Божьи дары.

Чтобы проверить себя, действительно ли мы приняли настоящую благодать Божью или забавляемся с фальшивкой надо задать себе несколько вопросов:

Стала ли наша жизнь более христоцентричной после того, как мы приняли учение о благодати? Стал ли Христос для нас всем (путь, истина и жизнь)?

А как наша молитва? Стала ли для нас молитва самым желанным делом? Молимся ли мы теперь не по необходимости, а из жажды и желания сердца?

И отождествляем ли мы себя в молитве со Христом преображаясь в тот же образ?

Пастор Андрей Лукьянов,
«Церковь Божья» г. Великие Луки,
Псковской области