«Призови Меня в день скорби…»

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Все сводки новостей за последний месяц переполнены сообщениями с Дальнего Востока. Наводнение, которое охватило несколько областей региона – Амурскую, Магаданскую, Хабаровский край, Еврейскую автономную область, Приморье – признано рекордным за последние сто лет. Под водой оказались тысячи домов, пострадали десятки, а то и сотни тысяч человек.

Размыты дороги и сельхозугодья, уничтожен урожай на огромной территории. Через месяц в регионе может начаться похолодание, но никто не знает, когда спадет вода. Метеорологи продолжают давать пессимистические прогнозы.

Органы власти, армия, МЧС, добровольцы делают все возможное, чтобы одолеть стихию и помочь попавшим в беду жителям затопленных районов. Но они не в силах остановить дожди.

Во все времена человечество сталкивалось с различными природными катаклизмами, эпидемиями, постоянно вспыхивали войны. И всегда люди старались делать все возможное, что было в их силах, чтобы одолеть стихии и победить врага. Но временами они сталкивались с чем-то из ряда вон выходящим и понимали, что нуждаются в помощи Всевышнего и взывали к Нему.

Священное Писание рассказывает о человеке, жившем тысячи лет назад. Звали его Иавис (в переводе с древнееврейского означает «боль»). Имя этого человека говорит о тяжелейшей судьбе его самого и его предков. Но однажды все изменилось.

«Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1 Паралипоменон 4:9, 10).

Дело в том, что первые девять глав книги Паралипоменон представляют собой генеалогическое древо всех колен Израилевых за несколько тысячелетий от Адама до возвращения из Вавилонского плена. Список утомляет незнакомыми, труднопроизносимыми именами. Но вдруг этот список прерывается коротким рассказом об Иависе. И уже следующий стих, как ни в чем не бывало, продолжает сухой перечень имен. В чем секрет этой личности? Почему Библия привлекает к нему внимание?

Начало жизни Иависа было очень сложным, было много страданий и боли. Довольно распространенная проблема. Но все закончилось необычайно хорошо, и причиной этому явилась молитва Иависа к Богу.

Хочется обратить внимание читателя: «…и воззвал Иавис к Богу…». Слово «взывать» употребляется при усиленной, интенсивной молитве. В Библии это слово употребляется в рассказах о том, как люди оказывались в самых критических, экстремальных, опасных ситуациях.

«… и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем» (Иона 1:4-6).

В этой истории мы видим, что в момент наибольшей опасности отступают национальные и религиозные предрассудки, все понимают, что нужна помощь свыше.

Из библейской книги Иова мы ясно видим, что духовным источником многих катаклизмов и катастроф является дьявол и его демоническое влияние на силы природы.

«И отошел сатана от лица Господня. И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» (Иов 1:12-19).

Ураган, унесший жизни сыновей и дочерей Иова, череда несчастных случаев и нападений врагов были воплощением дьявольских стратегий, направленных против его веры. Дьявол хотел, чтобы он отвернулся от Бога, разочаровался в Нем, впустил в свое сердце боль, горечь и неверие. Все это стало возможным, потому что Бог убрал на какое-то время Свою защиту и благословение от Иова. На то были некие духовные причины.

«Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:10-12).

Когда Иов обнаружил свои ошибки, понял, что позволило дьяволу прийти в его жизнь, покаялся перед Богом и воззвал к Нему о помощи, все благословения вернулись в его жизнь, и Божья защита была восстановлена.

«И отвечал Иов Господу и сказал: …Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. … И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери» (Иов 42:1,5,6,10-13).

Как Иов, так и Иавис, да и все праведники в Библии были уверены, что они нуждаются в Божьем благословении. Это означает сверхъестественную помощь, защиту, сопровождение, милость Божью. И все эти благословения приходят в нашу жизнь благодаря молитве. Об этом знали наши предки, и доказательством этого является то, что наш многострадальный народ, прошедший столько испытаний, не только выжил, но и достиг многого, имеет одно из наибольших влияний в мире.

В Слове Божьем есть слова ободрения и надежды для всех, кто переживает трудные времена. Сам Бог обращается к нам со словами: «…и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псалтирь 49:15).

Если одних людей проблема приводит к печальному финалу, то другие, проходя трудности, становятся лишь крепче, мудрее и глубже.

Если в ситуации с дальневосточным наводнением мы будем руководствоваться библейскими принципами: воззовем к Богу, будем молиться о благословении страны, будем любить и заботиться о ближних, помогая тем, кто попал в беду, то Бог ответит, наша страна пройдет этот трудный период и станет еще сильней.

Если же мы опустим руки, будем роптать, проклиная власть, сваливая на нее всю вину за происшедшее, поведем себя как эгоисты по отношению к тем, кто пострадал, тогда дьявол добьется своей цели, причинив огромный урон стране и народу.

Хотелось бы завершить мои рассуждения важнейшим Божьим обетованием из Священного Писания: «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою … Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поедать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Паралипоменон 7:12-14).

Епископ  Андрей Дириенко