Не дело ума человеческого

В июне 325 года в городе Никея (ныне Изник, Турция) состоялся первый всеобщий («Вселенский») собор христианских епископов.

Собор принял целый ряд канонов, касающихся разных аспектов христианской учения. Среди них было и решение о том, что летоисчисление во всех христианских странах должно вестись «от сотворения мира». Попутно решался вопрос с датой празднования Пасхи. Но предстояла непростая задача – выяснить, а когда же мир был создан?

Путем достаточно вольной трактовки библейских текстов и других источников, методом допусков и предположений, были сделаны следующие умозаключения.

Мир был сотворен за 7 дней, а у Господа один день как тысяча лет.

Поскольку первый Адам был сотворен в середине шестого дня, то Иисус (он же второй Адам) мог родиться только через 5,5 тысяч лет после сотворения мира. Такая трактовка всегда была столь популярной, что практически не вызывала возражений.

Позже этот срок определили в 5508 лет, и это было связано с особенностями византийского летоисчисления.

Вычислить дату рождения Иисуса Христа помогла информация о солнечном затмении, которое произошло во время казни.

Правда и тут использовались большие допуски – солнечного затмения на Пасху при Понтии Пилате не было. Было лунное затмение, которое можно было наблюдать в Палестине, а солнечное случилось четырьмя годами ранее, но не весной, а осенью.

Было сделано еще одно допущение о том, что в памяти людей эти два астрономических события перемешались.

Если Иисус прожил 33 года, то легко найдем год Его рождения в наш мир. А конкретная дата…

В ход опять пошли обоснованные хитрыми умозаключениями фантазии. Суть их такова. Если во время казни Христа было затмение, символизирующее конец света, то Его рождение обязательно должно было произойти в момент, указывающий на рождение света. День зимнего солнцестояния, после которого продолжительность дня начинала прибывать, как нельзя лучше соответствовал этому.

Справедливости ради надо сказать, что споры о подсчете «даты сотворения мира» велись на протяжении почти 500 лет.

Так или иначе, летоисчисление было принято многими странами, хотя уже в 532 году римский монах Дионисий Малый предложил вести отсчет времени от Рождества Христова – с точки зрения логики, более конкретной и обоснованной даты. Хотя и она, как мы видели, вычислялась, используя допущения.

Если переход на новый календарь в Европе произошел примерно в X веке, то в России летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Петром I на 800 лет позже.

Вера людей в то, что мир просуществует всего 7000 лет, была столь сильна, что в 1492 году (7000-й год от сотворения мира) во всем мире царил хаос. За год до этого многие уже не пахали и не сеяли. Кто блудил и веселился, кто постился и каялся.

Особенно ярко это было в России, где официально еще существовал отсчет от сотворения мира.

Когда 1492 год прошел, а катаклизмов не случилось, римский папа издал буллу, смысл которой был в том, что вычислять конец света – не дело ума человеческого, и нужно жить так, чтобы каждый день быть готовым к нему. Так же считал и русский митрополит.

Наступило восьмое тысячелетие, а мир продолжал существовать. Присущая людям склонность к символизму соотнесла цифру «восемь» с Вечностью. Именно поэтому часто на православных крестах можно увидеть дополнительные перекладины, которые в итоге дают восемь концов, символизируя вечный покой.

Еще одно напоминание об этих событиях – повернутая набок «восьмерка». Происхождение такого символа неизвестно, но именно он в математике означает бесконечность…

Андрей Кочешков