Как воспитать успешного ребенка

Епископ Андрей Дириенко и его семья
Епископ Андрей Дириенко и его семья

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).

Все любящие родители сталкиваются, по существу, с одним и тем же вопросом: как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и могли найти свое место в этом огромном мире? Все искренне любящие родители стремятся достичь подобной цели. Мы должны подготовить наших милых отпрысков, чтобы они смогли перейти от потребности в постоянной родительской опеке к умению самостоятельно контролировать свои поступки.

Нельзя не признать, что в этом немыслимо сложном, переменчивом возрасте только ответственные дети могут справиться с миром, который их окружает. Важнейшие проблемы, от решения которых зависят вопросы жизни и смерти, встают перед подростками буквально на каждом шагу, в том числе — порочные. Наркотики, ранняя половая жизнь, алкоголь – вот то множество стрессов и соблазнов взрослой жизни, с которыми ежедневно сталкиваются дети.

Современная статистика самоубийств среди подростков подтверждает всю серьезность задач, стоящую перед родителями. Сумеют ли наши дети справиться с такими серьезными нагрузками? Какой выбор сделают они, столкнувшись с необходимостью принимать жизненно важные решения? Что они будут делать, когда мы перестанем читать им мудрые родительские наставления? Неужели нам достаточно сказать: «Надо отвечать за свои поступки», чтобы все проблемы были решены?

К сожалению, многие дети входят в рискованный подростковый возраст, не имея ни малейшего понятия о том, как принимать решения. Они постоянно твердят, что лучше знают, как поступить – и пробуют наркотики. Они игнорируют полезные советы родителей и других взрослых – и занимаются сексом. Почему молодые иногда совершают подобные глупости, ведущие к саморазрушению? В детстве за них все решали родители, такие же, как и мы с вами, желавшие своим детям только добра. Мы должны понимать, что умение сделать правильный выбор сродни любому другому делу. Этому нужно учиться.

Хорошие родители сами учатся делать то, что наиболее полезно для их детей. Наступит день, и эти маленькие непоседы, невинно играющие сейчас у наших ног, вырастут.

Мы хотим сделать все возможное, чтобы однажды они смогли уверенно шагнуть во взрослый мир. И мы делаем это во имя любви к нашим детям.

Но не будем забывать, что наиболее дерзкие и непослушные дети выходят из семей, где на них изливалась безграничная любовь, которая в итоге послужила им во вред.

Почему так происходит?

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25).

Сразу нужно сказать, что существуют эффективные и неэффективные стили воспитания. К неэффективным стилям относятся:

«Родители-спасатели». Они полагают, что любить – это значит превратить своих детей в центр Вселенной. Они кружат над ребенком как на вертолете, бросаются ему на помощь, как только с ними случается малейшая неприятность, делают за детей домашние задания и т.д. Не проходит и дня, чтобы они не уберегли его от чего-то, как правило, от жизненного опыта. Эти дети не приспособлены к сюрпризам, уготованным им реальностью. Но реальный мир строится на других принципах: в нем не будут каждый раз вытаскивать из очередной неприятной ситуации, решая за них все. «Родители-спасатели» не способны подготовить своих детей к встрече с жизненными реалиями.

Есть другой неэффективный стиль воспитания – это «родители-жандармы». Они тоже любят своих детей и полагают, что лучший метод воспитания – это постоянные окрики и неусыпный контроль. Их речь изобилует всяческими «нельзя» и выражениями типа «я же сказал». Их власть безгранична. Но когда их детям представляется случай думать и решать самим, они к ужасу и разочарованию «родителей-жандармов» часто принимают неправильные решения. Просто им никогда не приходится думать самим, ведь они только выполняют приказы. Вступая во взрослую жизнь, они остаются так же зависимыми от родителей, как и дети «спасателей». Безусловно, все это делается во имя любви, но, по мнению одних, «ты не можешь это делать без меня», а, по мнению других, «ты не можешь решать сам, поэтому я это сделаю за тебя».

Я вынужден признать, что не существует метода, стопроцентно, абсолютно гарантирующего воспитание ответственных детей. Ни один настоящий специалист в этой области не может со всей откровенностью и прямотой заявить: «Если вы будете действовать так, успех обеспечен». Нам хорошо известны примеры, когда родители, применившие достаточно ошибочную методику, в результате воспитывали замечательных детей. У других же, делавших все как будто правильно, в итоге вырастали дети, по сравнению с которыми хан Батый кажется просто ангелом.

Ясно только одно: важно сформировать в детях чувство ответственности, и мы имеем наибольший шанс на успех, когда идет на сознательный, обдуманный риск, позволяя нашим детям в чем-то, не первостепенно важном, столкнуться с поражением. Пока мы не дадим им возможность пережить неудачу, мы не сможем научить наших детей выбирать путь, ведущий к настоящему успеху.

Пример этого показывает нам Сам Бог. Он дал человеку – высшему Своему творению – большую свободу, включая возможность совершать ошибки. Поражение и успех – две стороны одной медали. Если бы в райском саду не было бы запретного дерева, человечеству никогда бы не представилась возможность сделать ответственный или безответственный выбор. Когда Адам и Ева сделали неправильный выбор, Бог дал им возможность выстрадать его последствия. Ему хватило любви, чтобы позволить им самим принять решение и жить, пожиная плоды своего решения.

Любовь Господа к обитателям райского сада – пример, которому должны следовать все родители: Он дал Адаму и Еве свободу выбора.

По мере того, как дети растут, становятся старше и обретают все больший контроль над своей жизнью и окружающей средой, тренировка их способностей принимать правильные решения играет все более важную роль. Так же, как Господь дал нам разум и способность к совершенствованию.

Парадокс состоит в том, что родители, всячески пытающиеся обеспечить успех своим детям, часто воспитывают неудачников. В то же время, у любящих родителей, дающих право на ошибки и неудачу, вырастают дети, делающие правильный, успешный выбор. Такие родители идут на обдуманный, сознательный риск, поскольку

Господь дает каждому из нас такие возможности, хотя абсолютно любит нас. Вот почему Священное Писание содержит тысячи жизненных историй, рассказывающих о человеческом выборе и его последствиях.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галатам 6:7-9).

Воспитание с помощью любви и логики помогает детям стать мыслящими людьми, способными на решения, приносящие успех.

Хочу еще раз подчеркнуть, что начинать давать свободу ребенку надо в таких вопросах, которые не повлекут за собой крах всей его жизни, чтобы он не совершил ошибок, плата за которые слишком велика.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

Епископ  Андрей Дириенко