Вера первоапостольской церкви

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Марка 16:15-20).

В представлении учеников под словом «мир» имелась ввиду Римская империя: миром в то время правил Рим. Когда Иисус сказал ученикам идти проповедовать, для них это был приказ идти и проповедовать в Римской империи.

«В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деяния 23:11).

Рим был столицей империи. во все века все армии знали, что если ты взял столицу, то ты взял страну. Столицей тогдашнего мира был Рим. Если апостолы возьмут Рим, то они возьмут мир. Все влияние на мир происходило из Рима.

Не случайно Павел и Петр одновременно приходят в Рим, там и отдают свою жизнь. Петр, как человек из народа, вошел в слои простого народа, проповедовал среди пришельцев, иммигрантов, рабов. Высокообразованный Павел входит в элиту общества.

«Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (Филиппийцам 4:22).

В это время кесарем был Нерон, но в то время гонений в кесаревом доме были верующие.

И Павел, и Петр хорошо понимали, что если поменяется этот город, тогда поменяется и мир. На то время там уже была церковь — Павел написал ей послание, которое немного отличалось от остальных. Он как бы знакомился с ними и рассказывал, во что он верит и обещал туда придти.

В 70 г. н.э. Иерусалим был разрушен. Был разрушен храм, все сокровища храма римляне вывезли, и на деньги из храма в Риме строится Колизей, где потом проливается кровь тысяч и тысяч мучеников. Ни одна церковь в мире не может сравниться с таким количеством мучеников, как церковь в Риме в первые три века.

После окончательного разрушения Иерусалима, духовный центр из Иерусалима переносится в Рим.

«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. … и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши» (Луки 21:12-13, 17-19).

Я хочу, чтобы вы поняли, какую цену заплатила римская первоапостольская церковь. Иисус предупреждал об этом.

«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
… и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Луки 21:20-21, 24).

Рим — это символ времен язычников. Пока существует Рим, продолжаются времена язычников. Это время, когда Бог повернулся, чтобы спасать язычников. Иерусалим был в запустении, как и сказал Иисус.

В наши дни Иерусалим пробуждается. Все началось с Иерусалима, все закончится Иерусалимом. Было время запустения, и тогда был Рим. Он был духовным центром первые три века. Здесь проливалась кровь христиан, здесь апостолы отдали свою жизнь за проповедь евангелия Библия говорит, что Рим был упоен кровью святых.

Именно в этот Рим приходят апостолы. Позже Петра распинают на Ватиканском холме, потому что там был цирк, а Павла похоронили в другом месте, потому что он был римский гражданин, ему не полагался крест — смерть рабов, ему как воину отсекли голову. Могилы многих святых находятся там, в Риме.

«Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Петра 5:13).

Петр подчеркивает, что римская церковь — особенная. Апостолы образно называли Рим Вавилоном.

В то время Вавилона уже не было. Что сделал в свое время Вавилон? С Навухудоносором он завоевал Израиль, разрушил первый храм, вывезли все золото, переселили евреев в рабство. То же самое потом сделал Рим. Поэтому и Иоанн, видевший видение, тоже говорит о Риме, как о Вавилоне.

За первые 240-260 лет до императора Константина все 50 епископов Рима были мучениками. Если в то время служитель принимал епископство, все понимали, что он собственноручно подписывает себе смертный приговор. В среднем продолжительность служения епископом в Риме была 4-6 лет.

Восставали императоры, которые более-менее хорошо относились к христианам, и в это время была какая-то свобода, потом восставали, которые люто ненавидели христиан. Поскольку римляне высоко чтили поминальные службы, для них кладбище было святым местом, и это было единственным местом, где христиан не гнали, где они могли собраться, совершить причтастие, и никто их за это не преследовал.

Когда они приходили на могилы своих наставников, они читали места ап. Павла, «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» и «вспоминайте наставников ваших».

Христиане вспоминали, какой подвиг веры совершили их наставники, они молили Бога быть похожими на них. В римской церкви люди, отдавшие жизнь за Христа, очень почитались. Многие мученики были достаточно молоды. Ни одна церковь за всю историю не может сравниться по количеству мучеников с первой церковью.

Вот почему языческий Рим рухнул, почему эта блудница не могла больше держать народы. Римская церковь сломала языческое правление народами, Евангелие стало с большей свободой проповедоваться по миру. Кровь мучеников стала семенем Евангелия.

Первые христиане в Риме знали, за что они страдают. Однажды мы будем стоять перед троном Божьим и увидим этих святых.

Это шокирует, как люди любили Иисуса, происходит такая переоценка твоих личных качеств. Сегодня у нас так много свободы и возможностей, мы не ценим и не осознаем этих вещей.

В катакомбе, которую мы посетили, будучи в Риме, было похоронено 500 тысяч христиан. А всего таких катакомб — 22. Все это христиане, умершие за первые три века. Там ты начинаешь понимаеть, что благодаря таким людям евангелие все еще проповедуется. Ты понимаешь, что дьявол поражен, он проиграл, потому что «те, кто христовы, не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11). Кровью агнца победили и словом свидетельство своего. Они сломали языческую власть мира, определив на многие века многие вещи.

Монах в Риме рассказал мне, что когда он учился в молодости, профессор говорил им, что за электричеством невероятное будущее, потому что это невероятная мощность. Но электричеством мы будем пользоваться настолько, насколько будут расти изоляционные материалы. Электричество — великая сила, но если нет изоляционных материалов, то от него одни замыкания.

Дух святой — это невероятная сила. И сила, которая сойдет через Него, может использоваться только если есть изоляционные материалы — это смирение. Самые помазанные люди в истории были самыми смиренными людьм. Смирение — это способность почитать кого-то высшим себя, уважать его.

Почему римская церковь творила такие чудеса? В Евангелии Иисус сказал про римского сотника: «Я во всем Израиле не нашел такой веры». Римлянам было свойствено беспрекословное послушание тому, кто старше, израильтяне привыкли обсуждать. Менталитет римского народа дал возможность завоевать весь мир. Иисус говорил о великой вере сотника. Подобная вера была у первых христиан в Риме.

Епископ  Андрей Дириенко