Пасха как вечный праздник

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Мне посчастливилось родиться в христианской семье. Самыми красочными воспоминаниями моего детства являются основные христианские праздники, которые мы отмечали в семейном кругу. И главным из них, конечно же, была Пасха. Как и многие, мы красили куриные яйца, хоть и невелик был выбор красителей. Заранее мы собирали луковую шелуху и с помощью ее добивались многих оттенков от красного до коричневого цветов. Другим способом окраски были тополиные прутья. Они давали окраску от лимонного до темно-желтого цвета. В детстве я овладел целой наукой подготовки пасхальных яиц. Пекли в нашем доме и пасхальную сдобу. Все это вызывало у детей ощущение праздника.

Но мои родители не забывали напомнить нам о духовной стороне Пасхи.

С тех пор прошло много лет, но я с радостью воплощаю опыт подготовки к этому празднику вместе со своими детьми. Конечно, сейчас велик выбор наборов для изготовления пасхальных яиц, но, как и мои родители, я не забываю говорить с детьми о том, что же мы действительно празднуем в этот день.

Пасхальный праздник имеет глубокий духовный смысл, незнание которого выхолащивает смысл торжества.

Пасха — это самый древний и вечный праздник, потому что когда мы придем на небо, то будем праздновать его целую вечность. Но люди часто теряют его содержание, оставляя только форму.

Истоки Пасхи уходят далеко в историю человечества к первым людям — Адаму и Еве. Бог предупредил их, что возмездие за грех — смерть.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16,17).

Человек нарушил Божье повеление. Но по милости Божьей за его грех пострадал невинный агнец.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21).

Это было одно из первых пророческих действий, указывающее на то, что Агнец Божий искупит грешников.

Спустя тысячелетия израильский народ попал в рабство к египтянам на четыреста тридцать лет. Для того, чтобы избавить их от рабства, Бог послал Моисея и дал ему откровение о Пасхе. Как и когда-то за них должен был пострадать невинный агнец.

Исход 12:1-14.

И это было пророчеством пришествия Иисуса Христа как Божьего Агнца, который искупит Свой народ. В ту ночь израильтяне вышли из-под угнетения фараона.

Так же, как Пасха была концом рабства, нужды и бедности для еврейского народа, так и жертва Иисуса Христа ознаменовала собой духовную свободу от рабства греха, проклятий и дьявольских уз.

Библия описывает Иисуса как жертвенного Агнца, отдавшего Себя Самого в заместительную жертву. Уже в Ветхом Завете мы находим пророчества, касающиеся Его страданий и смерти.

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:5,6). 

«…как овца, веден был Он на заклание…» (стих 7). 

«…Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (стих 11). 

С момента постройки Храма израильский народ каждый год приносил своих агнцев в Иерусалим на праздник Пасхи. Этот праздник был самым великим торжеством года. Народ прославлял Бога за выход из египетского рабства, а также ожидал освобождения от рабства духовного. Семье, которая приходила издалека, трудно было принести агнца с собой, и левиты разводили их на лугах около Вифлеема, а затем продавали у Храма. Эти агнцы рождались только для того, чтобы умереть, став пасхальной жертвой.

В Вифлееме, в хлеву для скота и родился Иисус Христос, Агнец Божий. Первыми, кому было возвещено о Его рождении, были пастухи, которые пасли и растили пасхальных агнцев.

Еврейский историк Иосиф Флавий, живший в первом столетии после Рождества Христова, сообщает, что количество агнцев достигало 256 500. Овцы проходили осмотр с десятого дня месяца Нисан (соответствует нашему апрелю). На четырнадцатый день пасхальный агнец приносился в жертву.

В Новом Завете мы читаем, как было совершено Божье обетование искупления.

В десятый день месяца Нисан на дороге в Иерусалим показался всадник, который ехал на осле. Он был Тем, о Ком предвещали Писания, — Иисус Христос, «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». Народ размахивал пальмовыми ветками и пел во весь голос: «Осанна! Благословен грядый во Имя Господне», прославляя Его за все, что Он совершил. В эти несколько дней Его, как и жертвенного агнца, тщательно обследовали фарисеи и саддукеи, приверженцы Ирода, иудеи и римляне. В Нем не было никакого порока. Он был тем беспорочным Агнцем, способным искупить человечество.

За день до торжества Иисус совершил со Своими учениками тайный пасхальный ужин, объясняя им истинное значение происходящей трапезы — «Сие творите в Мое воспоминание». Немедленно после вечери Иисус отправился с учениками в Гефсиманский сад, и один из Его учеников по имени Иуда предал его за 30 сребренников.

Солдаты связали Иисуса и повели к первосвященнику, собравшему среди ночи тайное судилище. Они приговорили Его к смерти, считая, что Иисус кощунствует и оскорбляет Бога, называя Себя Сыном Божьим, Мессией, делая Себя равным Богу.

В 9 часов утра 14 дня месяца Нисан Иисуса привели на Голгофу для распятия и пригвоздили ко кресту.

Современники свидетельствовали, что не было более ужасной казни, чем распятие на кресте. Иисус заплатил великую цену за наше искупление.

В 15 часов, когда у ворот Храма начали закалывать пасхальных агнцев, именно в этот миг Иисус провозгласил: «Свершилось!» и умер. Тогда разорвалась завеса в Храме, которая закрывала путь в Святое Святых, где прибывало присутствие Божие, открыв людям доступ к Богу. С этого времени жертвоприношения агнцев отменены Богом.

Все до мельчайших деталей произошло именно так, как предвещали пророки.
Он был причислен ко злодеям (Исаия 53:12).
Его руки и ноги пронзили гвоздями (Псалом 21:17; Захария 12:10).
Над Ним издевались, Он был унижен и оплеван (Псалом 21:7-9).
Ему давали пить уксус, смешанный с желчью (Псалом 68:22).
Он молился за Своих врагов (Исаия 53:12).
О Его одежде бросали жребий (Псалом 21:19).
Кости Его ног не были перебиты (Исход 12:46; Псалом 33:21).

Его похоронили в гробу, принадлежавшему богатому человеку(Исаия 53:9).

Библия утверждает:
1. Иисус действительно умер, став заместительной жертвой за наши грехи.
2. Он действительно сошел в ад, испытал муки смерти.
3. Он действительно воскрес на третий день. Его мертвое тело воскресло и было восстановлено.
4. Долг за грех был уплачен, и власть греха была разрушена.
5. Жало смерти было сокрушено.
6. Сатана был побежден и обезоружен.

Если человек верит в эти фундаментальные истины христианства и верит, что Иисус совершил это именно для него, то этого достаточно для спасения. Смерть Иисуса Христа на кресте и Его пролитая драгоценная кровь — это цена возвращения нам мира с Богом и общения с Ним. Его победа и Его воскресение — это полный триумф. Жизнь победила, и эту жизнь Он дает всем и каждому, кто призовет Его Имя.

Епископ Андрей Дириенко