Лента новостей

* * *

 «От того, что из закона убрали «чувства верующих исторических религий», его суть изменилась»

Интервью с сопредседателем Славянского правового центра,  профессором РГГУ, адвокатом Анатолием Пчелинцевым

Анатолий Пчелинцев
Анатолий Пчелинцев

«Портал-Credo.Ru»:

— Как Вы думаете, почему Госдума все-таки отказалась принять закон об уголовной ответственности за «оскорбление религиозных чувств» и вместо этого планирует ужесточить репрессии по 148 статье УК?

Анатолий Пчелинцев:

— Ситуация, с моей точки зрения, выглядит следующим образом: поскольку научная общественность, правозащитники, религиозные деятели многих конфессий высказались резко против той редакции закона, которая была изначально предложена, в том числе, поступили отрицательные отзывы со стороны Верховного суда РФ, минюста, ряда других федеральных министерств и ведомств, а также со стороны правоохранительных структур, Госдума, безусловно, должна была пойти на какой-то компромисс.

По большому счету, надо было вообще отказаться от всех этих идей. Но поскольку отказаться сложно, то Государственная дума такой компромисс нашла в виде того, чтобы 213-ю статью — «Хулиганство» — не трогать, не дополнять ничем, а усилить санкции по статье 148, которая звучит как «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести». Теперь ее предлагается называть «Нарушение права на свободу совести, вероисповедания», усилив ответственность за оскорбление религиозных чувств.

В принципе, такой компромисс достаточно разумен, потому что это более цивилизованная форма — там сейчас до 3 лет лишения свободы предлагается. Мне кажется, что в такой редакции этот закон пройдет.

— Вам не кажется, что репрессивная суть закона от этого не меняется?

— Нет, суть меняется. Ведь сейчас убрали пресловутую «ответственность за оскорбление чувств» граждан, принадлежащих к «историческим религиям». В этом колоссальная заслуга гражданского общества — такого, какое оно есть у нас. Теперь санкции уменьшаются. То есть какие-то подвижки есть.

Все-таки Государственная дума прислушивается к мнению общественности, мнению различных институтов.

И, в принципе, — тут можно, конечно, о деталях каких-то спорить — уже в такой редакции закон выглядит как-то более или менее удобоваримо.

Беседовал Владимир Ойвин, «Портал-Credo.Ru»

 

* * *

В Ватикане на конференции обсудили отношения между католиками и пятидесятниками

Христианство в начале XXI века движется в направлении пентекостализма (пятидесятничества). Эту мысль выразил глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.

В Риме под его патронатом прошел конгресс, посвященный этой теме. В организации конгресса были задействованы также представители «Всемирной церкви» — участники конференции епископов в Германии. Среди приглашенных гостей – социолог религии Хосе Казанова. В 2010 в Иннсбукском университете он получил почетного доктора теологии. Эксперт подчеркнул, что считает необходимость осмысления новых форм существования Церкви главным вызовом современности.

«Как социолога, меня беспокоит роль женщины. Множество женщин оставляет Католическую Церковь. В Бразилии единственной религиозной общиной, в которой больше мужчин, чем женщин, является Католическая Церковь. В остальных преобладают женщины. В Бразилии женщины очень быстро уходят из Церкви. Кроме того, наблюдается распад многих религиозных женских орденов. Для Католической Церкви это весьма прискорбно», — отметил доктор Хосе Казанова.

На конференции в Риме речь шла, прежде всего, об отношениях между католическими и пентекостальными Церквями, которые особенно распространены именно в Латинской Америке. Хосе Казанова же, напротив, прочитает лекции в США.

«Я надеюсь, что эта конференция даст возможность представителям различных церквей  со всего мира — из Африки, Азии, Латинской Америке, Европы — собраться вместе, поговорить о современных вызовах и отреагировать на них. Конечно, тенденции сходны, но их формы отличаются от страны к стране.

Именно поэтому так важно разобраться с различными перспективами. Таким образом, Католическая Церковь может многому научиться. В первую очередь, научиться в рамках собственного внутреннего многообразия, в рамках собственного глобального католицизма. А также осознать необходимость, в соответствии с потребностями, давать различные ответы на вопросы в различных странах», — отметил Хосе Казанова.

katolik.ru

 

* * *

Закон о запрете мата в литературе и кино принят Госдумой

Госдума приняла в первом чтении закон, запрещающий использование нецензурных выражений в литературе, кино, теле- и радиопередачах и на массовых мероприятиях.

Об этом сообщает РИА Новости. За законопроект проголосовал 441 депутат, двое воздержались. Документ предполагает внесение поправок в законы «О государственном языке РФ» и «О государственной поддержке кинематографии», а также в КоАП и другие акты.

В КоАП, согласно законопроекту, должна быть внесена новая статья, по которой нарушение запрета на нецензурную брань повлечет штраф в 2-2,5 тысячи рублей для физических лиц, 4-5 тысяч для должностных и 40-50 тысяч для юридических. Использование мата в фильмах в случае принятия поправок будет чревато отказом в выдаче ленте прокатного удостоверения.

РИА Новости отмечает, что законопроект планируют доработать ко второму чтению, в частности, разъяснить использование нецензурных выражений в художественной литературе для реализации авторского замысла и пояснить, кто сможет составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении запрета.

Кроме того, ко второму чтению в документ могут добавить норму, вводящую маркировку «18+» для книг, в которых используется мат, а глава комитета по культуре Станислав Говорухин предложил продавать такие книги в закрытой упаковке.

Законопроект о запрете мата в литературе и кино был внесен в Госдуму в декабре 2012 года депутатами от «Единой России» и членами Совета Федерации.

Незадолго до рассмотрения документа в первом чтении, в апреле 2013 года, был принят аналогичный закон, запрещающий нецензурные выражения в СМИ под угрозой штрафа до 200 тысяч рублей.

pravoslavie.by

* * *

Мат — это молитва сатане!

Олег Кассин, сопредседатель «Народного Собора» о законе, запрещающем использование мата в СМИ…

Олег Касин
Олег Касин

— Олег Юрьевич! Президент России В. Путин подписал принятый Федеральным Собранием закон, запрещающий использование мата в средствах массовой информации. Как Вы расцениваете этот шаг?

— Безусловно, как положительный момент. Посмотрите, что у нас сейчас происходит! Молодежь уже на мате между собой разговаривает, вставляя отдельные нормальные слова лишь для связки. Причем парни совершенно без стеснения зачастую матерятся при девушках, а те их не только не одергивают, как следовало бы, а сами на равнее с ними сыплют в ответ отборным матом. Разве это нормально? А ведь еще не так давно мат в присутствии девушки считался признаком крайнего неуважения к ней. Да и сама она, если позволяла при себе в разговоре такое, считалась чуть ли не девицей легкого поведения.
За последние два десятилетия мат незаметно вошел в нашу повседневную жизнь и даже проник на телеэкраны. О каком воспитании и культуре подростков можно вести речь, когда на центральном телевидении даже в дневное время демонстрируются художественные фильмы, герои которых выражаются нецензурно. И эта брань идет на всю страну открыто, без купюр и запикивания.

— Помнится, не так давно Вы обращались по этому вопросу в различные инстанции…

— У меня мама раньше работала в школе учителем начальных классов. И не раз рассказывала мне, что когда учителя ловили какого-нибудь юного матерщинника, то он в свое оправдание говорил: «А что здесь такого? Вон, по телевизору фильм показывали, так там тоже матерятся».

Я, кстати, сам лично однажды смотрел в дневное время по телевизору один популярный российский боевик и увидел подобное, когда в диалоге главных героев звучал откровенный мат. Помню, тогда я направил в связи с этим руководству телеканала письмо — этакое официальное общественное предупреждение. В нем я рассказал о произошедшем и просил впредь не допускать подобного, обещая, что в случае повторения обращусь уже в правоохранительные органы. Тогда ставка была сделана на совесть руководителей этого вполне уважаемого телеканала. Ответа на свое обращение я не дождался, но оно, видимо, все же подействовало — больше подобного там не происходило.

— Вернемся к Вашему обращению в Министерство культуры России и Генеральную прокуратуру.

— Когда я начал разбираться, почему все эти безобразия с матом на телевидении стали возможны, то выяснил вот что. Оказалось, что российское Министерство культуры вполне легально выдавало прокатные удостоверения на фильмы, содержащие мат не только внутри самого фильма, но даже и в его названии! И в ответ на мое обращение с требованием навести порядок в этом вопросе, заместитель министра культуры мне сообщила, что Минкульт ничего здесь не может изменить!

— Но Вы же все-таки добились наведения порядка в этой сфере?

— Да, но уже через Генеральную прокуратуру России, куда я обратился с аналогичным заявлением. И это правоохранительное ведомство смогло заставить Министерство культуры выполнять закон. В полученном мною прокурорском ответе были указаны конкретные нарушения, допущенные Минкультом при выдаче прокатных удостоверений на фильмы и содержалось предписание их устранения.

— И каков итог?

— А итог следующий. После предписания Генпрокуратуры более 4 тысяч фильмов попало под проверку. У 147 фильмов, содержащих ненормативную лексику, были отозваны прокатные удостоверения, и мат в кинофильмах и телесериалах перестал звучать с экранов.

— Почему же тогда Госдума приняла новый закон о штрафах за нецензурную брань в СМИ?

— Понимаете, ведь мат у нас проскакивает не только в кинофильмах, но и в газетах, журналах, в телепередачах, интернете. Так, совсем недавно одно из крупнейших российских новостных агентств разместило на своей главной странице фото с плакатом, содержащим нецензурную брань! Сейчас за подобные фокусы будут налагать штрафы на юридических лицо — от 20 до 200 тысяч рублей, на должностное лицо — от 5 до 20 тысяч, а на обычных граждан — от 2 до 5 тысяч рублей. Новый закон распространяется на телевидение, печатную прессу и интернет.

— Вернемся к кино. Некоторые режиссеры в свое оправдание допускаемого ими в киносценах мата говорят, что тем самым они хотели добиться большей реалистичности фильма…

— Вы знаете, я смотрел на DVD один такой фильм, еще до соответствующего решения Генпрокуратуры. Фильм этот называется «Утомленные солнцем-2». Режиссер — Никита Михалков, человек известный, маститый. Там, в фильме, тоже были сцены, где звучал незапиканный мат, вставленный в диалоги, как это сейчас стало модно, по-видимому, для реалистичности. И я в связи с этим вот что подумал. Помните снятый еще в советское время замечательный фильм режиссера Эльдара Рязанова «Жестокий романс?» Там, кстати, тоже Михалков в одной из главных ролей играет. Так вот, если бы сейчас снимался ремейк этого фильма, то, следуя новой моде, одна из его финальных ярких и драматичных сцен выглядела бы, наверное, следующим образом. Плывет к «Ласточке» на лодке «рогатый» муж Карандышев (его в фильме великолепно сыграл актер Андрей Мягков), гребет веслами и отчаянно поливает при этом отборным матом свою сбежавшую жену. Ведь это же реалистично!

Ну, а если серьезно, то я солидарен с мнением одного известного российского режиссера, который считает, что искусство настоящего мастера как раз в том и заключается, чтобы показать даже самую напряженную, драматичную и жесткую сцену не только убедительно, но и пристойно.

Возьмите, к примеру, старые советские фильмы о Великой Отечественной войне. Я помню в детстве, как раньше после их просмотра ветераны, взрослые мужики выходили из кинотеатров со слезами на глазах. И никакого мата там не было. Вот это настоящее искусство!

Задача искусства побуждать в человеке лучшие возвышенные чувства, воспитывать его, а не маргинализовать, развращать и оскотинивать.

— Выступая недавно в Государственной думе на круглом столе, Вы рассказали не только о моральном вреде мата, но и физическом.

— О вреде мата в культурной и нравственной сферах можно говорить много. Но вот вам два показательных научных факта, свидетельствующих о том, что мат кроме морального вреда еще и наносит людям колоссальный физический ущерб.

В конце прошлого века сотрудник Института проблем управления РАН биолог Петр Гаряев провел исследования, которые помогли создать прибор, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания. Проведя при его помощи ряд опытов, он установил, как эти колебания влияют на молекулы наследственности — ДНК. С помощью этой уникальной технологии ученые проверили, как влияют на живой организм злые и добрые слова.

При этом выяснилось вот что: оказывается, некоторые слова наносят здоровью колоссальный вред. Они как бы «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, и вызывают мутации, приводящие к вырождению. Так, опытным путем было установлено, что воздействие брани равносильно колоссальному радиационному облучению, от которого рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Наши мудрые предки, по-видимому, хорошо знали об этом. Ведь неслучайно испокон веков у нас считалось недопустимым материться при женщинах и детях, чей организм особо чувствителен к брани и мату.

А вот еще один показательный пример. Японский ученый Масару Эмото провел ряд опытов с водой. Он брал ее контрольные образцы и воздействовал на них звуком: над одними произносил хорошие слова, над другими злые и бранные. Затем замораживал эту воду и фотографировал. На увеличенных во много раз снимках видно, что кристаллы замороженной воды, над которой произносились хорошие слова, имели четкую правильную структуру. А вот те, которые подвергали обработке бранью, были искорежены и разрушены. А ведь человеческий организм более чем на 2/3 состоит из воды! Представляете, что происходит с организмом ребенка, на которого, например, родители кричат матом?

Не случайно, в православной традиции мат считается молитвой сатане.

Всякое укрепление нравственного начала в нашем обществе и ограничение безнравственности можно только приветствовать. Поэтому, повторяю, принятие закона, запрещающего матерщину в СМИ, безусловно, положительный момент.

ruskline.ru