Осознание Великого поста

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Каждую весну накануне праздника Пасхи многие люди в нашей стране постятся. Кто-то делает это осознанно, зная библейское учение, а кто-то — нет. Так что же такое «пост»? Каково его духовное значение? Как избежать крайностей? И чем пост отличается от простого голодания? Все христианские конфессии признают учение о посте. Но каждая из них — православие, католичество и протестантизм — практикуют его немного по-разному.

Первый грех — непослушание Адама и Евы — проявился в том, что они съели запретный плод. Это стало причиной того, что все человечество потеряло связь с Богом. Их отношения были разрушены.

Начиная Свое служение, Иисус Христос, названный «вторым Адамом», победил искушение от дьявола во время сорокадневного поста в пустыне, преодолев самые яростные атаки врага человеческих душ. Вместо того, чтобы «сотворить и есть», как это предложил Ему дьявол, Он продолжил пост, отвоевав то, что было утеряно Адамом и Евой. Этим Он заложил основание Своего мессианского искупления и восстановления человечества.

Недостаток дисциплины и потакание плотским желаниям приводят нас к духовному бесплодию и даже к катастрофе. Примером может быть библейская история о городах содомских, которые были неистово, без удержу развратны, за что были уничтожены Богом.

«Вот в чем было беззаконие Содомы,..: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их» (Иезекииль 16:49,50).

Но когда во время поста мы жертвуем пищей, это производит обратный эффект: во-первых, возрастает самоконтроль, и, во-вторых, активизируется духовный поиск в познании Бога, в третьих, мы проявляем благотворительность.

Падение Исава стало точным повторением того, что произошло с Адамом и Евой. Он продал свое первородство за чечевичную похлебку. Первенец, которому по праву принадлежало все наследство, он мог бы вместо Иакова стать праотцом избранного Богом народа. Но он думал только о земном и в момент искушения променял свое первородство.

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Бытие 25:29-34).

В Священном Писании мы видим массу примеров, когда люди теряли связь с Богом, потому что позволили желаниям своей плоти контролировать себя. И, в то же самое время, мы читаем много других историй о людях, которые благодаря дисциплине поста одержали победу над плотью, обстоятельствами и получили ответ от Бога, изменивший судьбу целых народов.

Пророк Иона предостерег жителей Ниневии, что через сорок дней их город будет разрушен. Царь и все горожане поверили ему, покаялись, взяли пост, сокрушаясь перед Богом. В результате Ниневия была спасена.

«И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: `чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем?. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:5-10).

До сегодняшнего дня израильский народ празднует Пурим в память о спасении от истребления всех евреев, проживавших в Персидской империи во время царствования Артаксеркса. Царь подписал указ, дающий право жестокому первому министру Аману уничтожить всех иудеев. Но царица Эсфирь со своими служанками и родственниками постились три дня и три ночи, в результате не только еврейский народ был спасен, а Аман был казнен царем. И Библия полна таких примеров, когда пост и молитва изменяли естественный ход событий.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что пост — одно из самых необъяснимых явлений. Но Бог предлагает двенадцать обетований, если мы будем правильно поститься.

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!? Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Исаия 58:6-12).

Пятьдесят восьмая глава книги Исаии — это одна из лучших глав в Библии на тему поста. Вот эти двенадцать обетований: откровение, исцеление, справедливость, Божье присутствие, Его слава, ответы на молитвы, Божье руководство, духовное обновление, укрепление, эффективность, возрождение будущих поколений и восстановление разрушенного.

Итак, пост — это воздержание от пищи для духовных целей. В Библии упоминается три вида поста. Первый — сухой (строгий) пост без еды и воды. Он не может быть длительным, иначе можно разрушить организм. Медики не рекомендуют так поститься более трех дней.

Второй вид — обыкновенный пост без приема пищи, но с употреблением воды или соков. Такой пост может быть длительным.

Третий пост — частичное воздержание: отказ от мяса, вкусной, высококалорийной пищи. Иисус Христос, давая самые первые наставления о посте, предупреждал, что пост может быть использован для превозношения. Он указал на фарисеев, которые всем демонстрировали, что они постятся, чтобы окружающие их почитали и прославляли.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:16-18).

Когда мы обращаемся к Библии и истории Церкви, то увидим, что пост являлся регулярной практикой в жизни Божьего народа. Первые христиане несколько столетий подряд практиковали пост в среду и пятницу каждую неделю. Часто он подготавливал к христианским праздникам. В четвертом веке, когда христианство получило официальное признание в Римской империи, Церковь стала придавать все большее значение обряду и форме.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).

Пост всегда должен сопровождаться молитвой и изучением Божьего Слова.

Однако любую религиозную практику можно довести до крайности. История полна примеров злоупотребления постом, когда под влиянием аскетической практики признавалось мученичество как высший акт жертвенного служения Богу, встречающееся в монашеских учениях.

В современных протестантских церквях пост является частным делом каждого верующего и лишен обязательного характера. Человек должен сам решить, когда и какой он будет брать пост, способствующий его молитве, самодисциплине и благочестию. Но я считаю полезным в посте и молитве приготовить свое сердце к празднованию такого великого праздника, как Пасха.

Сегодня есть много литературы, дающей рекомендации, как правильно поститься, чтобы не навредить своему здоровью. А людям с физическими недугами желательно посоветоваться с врачом.

Библия свидетельствует о том, что пост и молитва могут стать ценной составляющей в жизни верующего человека, но также предупреждает, что нужно быть аккуратными, чтобы эти величайшие духовные практики не выродились в пустую обрядовость или попытку манипулировать Богом.

Епископ Андрей Дириенко