Можно ли видеть Бога?

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Христианам часто приходится слышать от скептиков: «Покажи нам Бога». Один мудрец ответил такому собеседнику: «Покажи мне, где Его нет». Как отвечает на этот вопрос Священное Писание?

В Евангелии от Матфея Иисус утверждает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Евангелие от Матфея 5:8).

Здесь мы видим следующие факты.

Во-первых, Бога можно видеть.

Во-вторых, средство для созерцания Бога – это сердце.

В-третьих, для того, чтобы сердце видело Бога, оно должно быть чистым. Под понятием «чистое сердце» подразумевается святость. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14).

Конечно, здесь идет речь о духовной составляющей человека. В Библии сердце человека и его дух – это синонимы.

Бог не является чем-то материальным. Он Творец материального мира, но Сам есть Дух.

Есть духовный мир, который абсолютно контролирует и пронизывает мир материальный.

Грех человека разрушает его дух, делает его духовно слепым, порочным и нечувствительным к Богу. На это часто сетовал Иисус во время Своего земного служения:

«…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Евангелие от Матфея 13:13-16).

Итак, Бога можно видеть, если верующий человек имеет чистое сердце. В подтверждение этому есть множество библейских историй.

Верующие люди видят Бога в Его благости, милости, любви, заботе, защите. Даже в Его суде. Они всегда видят в своей судьбе и жизни других людей причинно-следственные связи.

Для неверующего вся жизнь – это цепь случайных совпадений или повод для самовосхваления или самоуничижения. Это можно сравнить, как если бы человек ходил по темной комнате, спотыкался, налетал на углы и препятствия, но не мог понять, с чем он столкнулся, и уж тем более не видел, что его ждет дальше.

«Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Притчи 4:19).

И вот в комнате включают свет, и становится понятным происхождение всех синяков, ссадин и ушибов.

Святой апостол Иоанн пишет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоанна 1:5).

Библия проливает свет на всю историю человечества, судьбы наций и народов. Верующие люди знают, почему был Всемирный Потоп – за беззаконие человечества произошли страшные природные катаклизмы.

В Библии мы ясно видим, чем заканчиваются истории цивилизаций, которые «узаконили однополые браки»: Мертвое море и сожженная пустыня явились финалом цивилизации Содома и Гоморры.

Конечно, духовно слепой и невежественный человек не увидит Бога как Судью этих некогда процветающих городов, осуждающего всякое человеческое растление и извращение. Он скорее объяснит это падением метеорита, природным катаклизмом или цепью случайных совпадений.

«Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога» (Псалтирь 9:17,18).

Многие археологи и историки, находя остатки великих цивилизаций, ломают головы, что могло остановить их развитие и привело к гибели? А ведь когда-то процветали халдейский Вавилон, ассирийская Ниневия, государство финикийцев, Тир и Сидон… Но, изучив библейских пророков, живших в то время, мы понимаем все причины благословения и падения некогда могущественных народов. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:25). Также мы понимаем их настойчивые призывы к покаянию и изменению образа жизни. Примером этого является пророк Иеремия, живший перед разрушением Иерусалима царем Навуходоносором.

Особенным злом в глазах Бога являются аборты и детоубийство. Это всегда заканчивалось тем, что Бог судил допускающий это народ, отнимая у него землю. Пример – ханаанские цивилизации, великое хетское государство.

Мы видим Бога также в Его благости и любви к нам.

«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея 5:45).

Верующий человек за хорошим здоровьем, долголетием, финансовым процветанием всегда видит руку Бога. Он понимает, что если Бог не сохранит жизнь, не откроет возможности, то все человеческие потуги могут остаться тщетными.

«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Псалтирь 102:1-18).

Апостол Павел, обращаясь в своих посланиях к христианам Первой Церкви, всегда проверял, видят ли они Бога за теми событиями, которые происходят в их жизни и жизни окружающих людей. Об этом он пишет в Послании к Римлянам: «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе…» (Римлянам 11:22). Он всегда молился о том, чтобы духовные глаза верующих людей всегда были открыты.

«…непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Ефесянам 1:16-18).

Епископ Андрей Дириенко