Рождество. XXI век

Епископ Сергей РяховскийВ последнее время все чаще встречаются новости о «безрелигиозном» праздновании Рождества. При этом люди активно украшают дома и елки, дарят друг другу подарки, участвуют в конкурсах и радуются распродажам. Эти факты отражают уже сложившуюся тенденцию: людям нравятся красивые традиции и праздники, но их не волнует собственно духовная подоплека происходящего.

Быть может, это не так уж и плохо? Возможно, такая реакция современников заставляет нас, христиан, вспомнить, что рассказ о рождении Спасителя — это не просто священная история, а Евангелие, что переводится с греческого языка как «радостная новость».

Давайте задумаемся: что радостного в этой истории для человека нашего времени? Мы живем в городах, где можно найти удовольствие на любой вкус. Торгово-развлекательные комплексы, выставки, красочные шоу и многое другое — все это существует, чтобы современный человек постоянно испытывал радость! Если же нам не хватает зимой тепла, а летом — прохлады, мы с легкостью перелетаем в другую точку земного шара и получаем то, что хотим. Какая радость для нас в том, что более двух тысячелетий назад в глухом провинциальном городке в хлеву родился Иисус?

Новости — едва ли не главное для современного человека. Мы хотим быть в курсе происходящего: политические события, курсы валют, котировки на бирже — все это должно быть под рукой, поскольку к вечеру ситуация может измениться. Что может быть нового в истории двухтысячелетней давности для человека, живущего в мире непрерывно обновляющейся информации?

Можно ругать этот мир за суету и утрату истинных ценностей. Но рождественский рассказ показывает нам совсем другого Бога — Бога, Который приходит в этот мир и тем самым придает миру ценность. Люди утратили веру и начали ценить пустые вещи не вчера и не сто лет назад. Когда Иисус родился в вифлеемском хлеву, людям тоже было не до Него. Римский император был занят вопросами бюджета (перепись, во время которой и родился Христос, проводилась именно для упорядочивания налогообложения), священники — точностью ритуала и порядком в храме, Ирод решал вопрос сохранения и преемственности власти. Простые люди тоже были очень заняты: кто-то — торговлей, кто-то — устраивал личную жизнь. Но Он пришел в этот мир, чтобы показать, что в мире есть не только грех и безразличие — в мире также есть красота, любовь и сострадание. Он родился, потому что людям недостаточно правильных законов и правил. Рождество напоминает нам, что в христианстве главное — не заповеди, а Воплощенный Бог, Который пришел к людям, чтобы разделить нашу жизнь.

«Он здесь, теперь, средь суеты случайной,/Среди земных волнений и тревог» — так выразил свое переживание рождественской тайны русский философ Владимир Соловьев. Апостол Иоанн пишет: «И Слово стало Плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Евангелие от Иоанна 1:14). По-гречески «обитало» буквально означает «раскинуло шатер». Не дворец, не храм — обычную палатку. Бог пришел, чтобы разделить с нами нашу повседневность, обыденность — обычную жизнь обычных людей: офисную суету, пробки и толкотню в общественном транспорте, домашние заботы. Рождество — это свидетельство, что здесь, в обыденности, мы можем встретиться с Ним, и это может полностью изменить всю нашу жизнь. Рождество — это приглашение держать открытыми глаза и сердце, чтобы не пройти мимо чуда.

На днях один из моих друзей поделился своей историей. Будучи в другом городе, он потерял довольно дорогой телефон. Он уже попрощался и с самим аппаратом, и с записями в нем, но неожиданно его друзьям позвонил человек, который этот телефон нашел. На следующий день они встретились, и нашедший не только вернул телефон, но и отказался от вознаграждения со словами: «Я денег не возьму, но прошу вас пообещать, что если вы когда-то найдете чужую вещь, вы тоже вернете ее бесплатно». Если мы хотим встретить Христа в современном мире, нам нужно делать что-то подобное.

Мы привыкли представлять Бога как того, кто карает несправедливость. А некоторым христианам даже кажется, что священный долг каждого истинно верующего — помочь Ему в этом. Но история Рождества рассказывает нам о совсем другом Боге: Он пришел в этот мир «полный благодати и истины». Именно благодать — незаслуженную милость, а вовсе не справедливость принес Христос человечеству.

Мы часто сталкиваемся с несправедливостью, и это вызывает в нас вполне понятное возмущение. Но, к сожалению, борьба за правду лишь умножает столкновения.

Все наши конфликты — от войны на Ближнем Востоке до коммунальных разборок — свидетельствуют о дефиците не справедливости, а благодати.

Но в то время, пока идут баталии между сторонниками и противниками «Закона Димы Яковлева», прямо рядом с нами есть сотни и тысячи семей, которые уже приняли в свой дом детей-сирот, подарив им любовь и заботу, которой они были лишены прежде. Явив не справедливость, а благодать. Быть может, более верным решением было бы усилить поддержку таких семей? А если бы и сторонники, и противники такого запрета просто усыновили хотя бы по одному ребенку — это было бы настоящее действие благодати, которое смогло б примирить враждующие стороны.

Благодать — это способность подняться над дилеммой «прав или виноват». Благодать позволяет преодолеть детский комплекс «он первый начал!». Христос родился в хлеву, и Его сразу попытались убить — этот мир отвергал Его с самого начала. Но Он пришел, чтобы подарить людям любовь, потому что именно в любви мы нуждаемся больше всего. И когда мы отказываемся искать правых и виновных и просто прощаем обидчику, когда мы делаем кому-то добро «просто так», когда мы способны увидеть чью-то нужду и хотя бы немного помочь — в такие моменты мы становимся ближе всего к подлинному смыслу Рождества.

Возможно, не так уж и плохо, что Рождество утрачивает сугубо религиозный оттенок. Ведь Христос пришел в мир не для того, чтобы основать новую религию, — Он пришел, чтобы принести радость жизни с Богом и помощи ближнему прямо в повседневную жизнь каждого из нас. И если в эти рождественские дни наше сердце будет открыто, чтобы дарить добро и принимать его от других, мы сможем увидеть, что Христос по-прежнему среди нас. И рождественская история обретет для нас новый смысл, став по-настоящему радостной новостью: Бог родился в наш мир, и теперь Он всегда с нами.

С Рождеством!

Сергей Ряховский,
член Общественной палаты РФ,
начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры
евангельской (пятидесятников)

 

* * *

Поздравляю Вас с наступающими праздниками Светлого Христова Рождества и Нового 2013 года! 

 

Драгоценные братья и сестры, дорогие наши соработники на ниве Божией!

Поздравляем Вас с наступающими праздниками Светлого Христова Рождества и Нового 2013 года!

Уходящий год принес с собой и новые достижения, и новые испытания. Взирая на пример апостолов, мы продолжаем дело служения и радуемся, что мы вместе с Вами присоединяем свои голоса к ангельскому славословию: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки 2:14). 

Более всего, хочется пожелать, чтобы радость Благой вести, возвещенной ангелами: «…родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Евангелие от Луки 2:11), наполняла наши сердца не только во время рождественских праздников, но обитала там весь год, дабы мы могли щедро делиться ею с окружающими.

Молитвенно желаем Вам обильных Божьих благословений во всяком благом деле в наступающем Новом году. Да благословит Всевышний Ваш дом любовью, милостью, благоденствием и пусть сердце наполняет мир Божий.

С Рождеством и Новым Годом!

С молитвой о Вас,

Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры  евангельской (пятидесятников) 
Сергей Ряховский