Протестанты на службе России

Первая протестантская (лютеранская) кирха появилась в Москве еще в 1576 году. Она была предназначена не только для посольств германских держав. Ее прихожанами стали те протестанты, которые приезжали в Россию, чтобы служить русским государям и российскому государству.

.

Так получилось, что протестантизм с самого начала своего существования в России стал вероисповеданием людей, служивших новому отечеству. Вначале среди них были офицеры и медики, инженеры и учителя, ученые, деятели искусства. В годы Смуты протестантские отряды помогали Михаилу Скопину-Шуйскому сражаться с войсками Тушинского вора, затем они обучали армию династии Романовых. Лютеранский пастор Иоанн Грегори основал первый театр при дворе Алексея Михайловича. Большое количество протестантов служило Петру Великому. С одним из самых выдающихся ученых рубежа XVII-XVIII столетий, Готфридом Лейбницем, лютеранином по вероисповеданию, Петр I лично обсуждал проект создания в России Академии наук и даже даровал тому чин тайного советника юстиции.

В окружении Петра было немало выходцев из протестантской среды, принявших активное участие в создании русской армии, внешнеполитических ведомств, современных по тем временам государственных и культурных институтов. Достаточно вспомнить Корнелия Крюйса, адмирала российского флота, одного из создателей отечественных военно-морских сил, Франца Лефорта и Генриха Остермана, которые помогали Петру I формировать стратегию российской внешней политики. Герард Миллер и Леонард Эйлер создавали российскую академическую науку, Иван Федорович Крузенштерн совершил первое в отечественной истории кругосветное плавание, а Иоган фон Муральт прививал европейские новации российскому образованию. Очерки жизни и служения России всех этих и многих других протестантов читатель обнаружит в нашей книге.

Российские протестанты занимали видные государственные и военные посты, руководили министерствами, создавали партии, в начале XX столетия участвовали в работе Государственной Думы. Так, современный исследователь истории протестантизма в России О. А. Линценбергер сообщает, что 1853 году только лютеране в Государственном совете составляли 16,3 % (9 из 55 человек), в Комитете министров — 11,1 % (2 из 18 человек), в Сенате — 10,6 % (12 из 113 человек), в губернаторском корпусе — 18,7 % (9 из 49 человек).

Некоторые современные ученые видят предвосхищение реформационных идей в различных христианских несистемных движениях на Руси XV-XVI столетий (стригольники, нестяжатели). Однако мы говорим о протестантах в собственном смысле этого слова, а потому надо признать, что довольно долго протестантизм в России был представлен выходцами из Европы, а также жителями провинций, присоединенных к России в XVIII столетии: Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, немецко-язычного населения городов Литвы и Западной Украины. Порой они воспринимались как представители «иноземных», не коренных для России конфессий. Точнее следует сказать так: лютеранство и реформатство были «российскими», но не «русскими» вероисповеданиями. Именно так они оказались представлены в российском законодательстве о религии XVIII-XIX веков.

Со второй половины XIX столетия протестантизм закрепляется на русской почве. Движения баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня получают все большую популярность, а по законодательству 1905 года их положение становится легальным. Однако события Первой мировой войны, а затем октября 1917 года серьезно затруднили их интеграцию в российскую государственность. В 1917 году президентом Всероссийского союза евангельских христиан Иваном Степановичем Прохановым была предпринята попытка создания христианско-демократической партии «Воскресение», которая могла бы активно участвовать в общественной жизни страны.

Однако она оказалась совершенно «не к месту» в условиях социалистического строительства, осуществляемого партией большевиков.

Несмотря на попытки «русских протестантов» активно участвовать в строительстве «светлого будущего», уже в первом десятилетии истории Советской Республики они пополнили число гонимых. Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» (1929) коснулось и традиционных протестантских общин, и «новых» протестантов. Среди баптистов, пятидесятников, лютеран появились свои «новомученики», память о которых сохраняется в каждой из церквей.

Даже в то время, время жесточайших гонений, протестанты продолжали служение России, хотя осуществляли его иначе, чем до 1917 года. Так, в самом начале Великой Отечественной войны (28 августа 1941 года) Президиумом Верховного Совета СССР был издан указ, обвинявший жителей Автономной республики немцев Поволжья в пособничестве фашистским захватчикам. «Российские немцы» были сосланы в Северный Казахстан, Сибирь и на Урал. В итоге на строительстве одного Челябинского металлургического завода в 1942-43 годах оказалось задействовано 25000 поволжских немцев, многие из которых были лютеранами. Это и другие предприятия, поднятые руками репрессированных, сыграли огромную роль в подготовке победы над фашистской Германией.

В течение долгих десятилетий после окончания Великой Отечественной войны протестанты вынуждено находились в числе диссидентов. Их сопротивление социалистическому строю было скорее пассивным: множество общин ушло в «подпольную», незарегистрированную форму существования. И лишь события Перестройки, а также связанные с ними изменения в законодательстве о религии Советского Союза, а затем Российской Федерации, помогли протестантам не только ощутить себя достойными членами общества, но и в полном объеме вернуться к исполнению своих гражданских обязанностей. Резкое увеличение числа протестантских общин в последнее десятилетие прошлого века привело к тому, что протестантизм стал серьезной общественной силой. Ныне представители различных протестантских деноминаций вовлечены в деятельность всех ветвей российской власти — законодательной, исполнительной, судебной. Можно говорить о новой эпохе служения протестантов России.

История протестантизма в России становится предметом серьезного научного исследования. Назовем только некоторые недавно опубликованные работы: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Издательство ВСЕХБ. 1989 Митрохин А. Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997; Курило О. В. Лютеране в России. XVI-XX вв. М., 2002. Ярыгин Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. М., 2004. Линценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). М., 2004; Аинценбергер О. А. Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Под ред. И. В. Боброва. СПб., 2006; Никольская Т.

Русский протестантизм и государственная власть в 1905 и 1991 годах. СПб., 2009. Защищаются кандидатские и докторские диссертации. Уже сложилась достаточная база для более целостного и глубокого взгляда на судьбы протестантизма в России.

Мы хотим внести посильный вклад в этот процесс. Вышла в свет книга «Протестанты на службе России». Она не имеет академически-научных задач и академического характера. Мы лишь пытаемся сказать добрые и правдивые слова о россиянах-протестантах, служивших и служащих российскому государству и российскому обществу. Внимательный читатель увидит, что роль их была не рядовой, а в ряде сфер научной, общественной жизни именно российские протестанты сыграли решающую роль в формировании отечественной науки и культуры, образования и государственности. Наша книга свидетельствует, что эти люди были не только высокими профессионалами, но и самыми настоящими патриотами.

Э. А. Деремов
глава духовного совета
объединения церквей «Исход», председатель ЦРО Южное епархиальное управление Российского объединенного союза Христиан Веры Евангельской

  • Грабовый Олег

    Заинтересовался этой книгой. Как приобрести 100 экземпляров.

    Мой e-mail uchenik97@mail.ru Грабовый Олег Москва