Основание жизненного пути

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Осенью в нашем городе многие асфальтовые дороги выглядят очаровательно. Но зато ранней весной они напоминают место стихийного бедствия. День за днем дорога все больше портится. Рытвины становятся все глубже, ехать на автомобиле по такой дороге – сущее наказание. Однако есть все-таки в нашей стране некоторые дороги, которые остаются круглый год в приличном состоянии. Весной или осенью это дороги с хорошим покрытием, и ездить по ним – одно удовольствие.

Мне стало интересно, почему существует такая разница между этими дорогами. С этим вопросом я обратился к моему другу, образование которого – «дорожное строительство». Ответ оказался удивительно простым. Существуют определенные стандарты строительства дорог, по которым требуется перед асфальтовым покрытием укладывать толстый слой песка и гравия, чтобы обеспечить необходимый дренаж. И тогда заморозки не так опасны и не могут произвести разрушений дорожного полотна.

К сожалению, по мнению моего друга, далеко не все строители дорог придерживаются существующих стандартов, не установив дренаж, просто халтурят.

Поскольку покрытие было уложено не по правилам, каждую весну под асфальтом почва замерзает в холода и подмокает во время оттепели, что быстро приводит к разрушению асфальтового слоя, а колеса многотонных грузовиков завершают дело.

Как это похоже на наш внутренний мир! У каждого из нас есть свой жизненный путь. И если не уделять внимания своей душе, то удары судьбы и тяготы повседневных забот превращают ее в нечто подобное. Мы должны следить за состоянием своего духовного мира, чтобы быть уверенными в его достаточной прочности. Иначе невозможно выдержать напряжение современной жизни.

«Разбитое состояние души» – это усталость, накопившиеся разочарования, суета, переживания, превращающие человека в оголенный нерв. И помочь справиться к этим может только хороший отдых. Это вовсе не означает, что работать – плохо. Но бывают такие периоды в жизни, когда процесс труда выходит из-под контроля, вызывая тяжелый эмоциональный срыв. Тогда человек затрачивает на выполняемую работу слишком много сил и энергии, предназначенных для других областей.

Такая работа приносит больше вреда, чем пользы, отнимает душевные силы, не оставляя времени отдохнуть, помолиться.

«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3).

Не стоит легкомысленно относиться к тому, что Господь работал в определенном ритме. Он учил нас отдыхать, как это происходит и в природе. Трудовая неделя Создателя была бы неполной, если бы за ней не последовал день покоя.

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, они потеряли заповедь о покое. Их жизнь без Бога была полна суеты, тревог и забот, что в итоге содействовало духовному разрушению человечества до Потопа.

В следующий раз мы встречаемся с этой заповедью о покое в книге «Исход», когда Бог вывел Свой народ из египетского рабства. В Египте их труд 430 лет был подневольным, и они не умели сами организовывать свое рабочее время. Но когда израильский народ получил свободу, они не знали, как распоряжаться своим временем. Господь предвидел, что прошлое будет влиять на них – пережив нищету, они будут стремиться к наживе. Поэтому Бог устроил так, что каждая семья снабжала себя манной самостоятельно, и еды должно было хватать только на один день. Отдых тоже был предусмотрен.

«…роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И Моисей сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел им Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли» (Исход 16:14-27).

Таким вот простым, но действенным способом Господь учил Свой народ искусству работать и отдыхать правильно.

На Синайской горе после встречи с Богом Моисей получает Десять заповедей. В них наряду с заповедями об отношениях с Богом, о морали и нравственности, была заповедь об обязанности чередования труда и отдыха.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Я убежден, что эта заповедь призвана освободить человека от патологической склонности тратить свою жизнь на построение материального и социального благополучия в ущерб духовной стороне. Эта заповедь должна была предотвратить перекос жизненных ценностей, помогая людям правильно сочетать материальное с духовным. Это противоядие для трудоголиков. Оно помогает людям, угодившим в ловушку ошибочного мнения, будто бы ценность личности напрямую зависит от количества трудодней. Если мы разумно подойдем к исполнению этой заповеди, она, несомненно, поможет нам внести гармонию в нашу каждодневную духовную жизнь.

Если наша духовная жизнь пришла в упадок, если наш внутренний мир нарушен, то необходимо проверить состояние своей души. А лучшее время для этой процедуры в христианской культуре – конечно же, воскресный день. В Ветхом Завете этот день назывался субботним. Библия называет его «Божьим днем» и «днем покоя».

В современной напряженной жизни просто необходимо выделить такие дни для нас, когда можно сказать повседневной суете и проблемам те же слова, какими Иисус усмирил шторм, успокоив перепуганных учеников.

«И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Евангелие от Марка 4:39).

Прежде всего, заповедь о седьмом дне служила знаком особенных взаимоотношений между верующими людьми и Богом. Но, помимо этого, она должна была принести людям состояние покоя.

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас..; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу..; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исход 31:12-17).

Может ли Творец нуждаться в покое и отдыхе, если Он никогда не испытывал изнеможения и усталости? Это сложный вопрос. Могу только ответить, что если Он почил и покоился от всех трудов, значит, Он ждет это и от нас с вами.

Исполнять эту заповедь – это значит, во-первых, уметь отдохнуть от трудов, как некогда сделал Бог, подумать о плодах дел своих и оценить их, как оценил Бог. А во-вторых, выделить Божий день из череды трудовых будней, то есть освятить его или посвятить его Богу.

В Новом Завете христиане исполняли эту заповедь в воскресный день, собираясь на торжественное церковное собрание, вспоминая Его искупительную жертву и славное воскресение, вдохновляя, укрепляя и поддерживая друг друга. Это был день покоя, воспоминания, а также день, когда они подзаряжались духовной энергией. Апостол Павел учит: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10:25).

Наш духовный внутренний мир – это фундамент для повседневной жизни. Если мы будем укреплять его, тогда наш духовный жизненный путь не будет похожим на разбитые дороги.

Епископ Андрей Дириенко