Венский этюд

В июне мне представилась возможность побывать в Австрии на семинарах академии для композиторов и музыковедов, проходивших в Вене. Устроителем академии стал Центр Арнольда Шенберга. Участниками были композиторы и музыковеды из России, Китая и США. Программа была очень насыщенной. В рамках академии предлагалось выполнить ряд заданий, посетить несколько семинаров по гармонии и истории музыки, а также написать свое сочинение, которое прямо в процессе создания можно было обсуждать с профессором из Австрии. Позже был запланирован концерт, на котором это сочинение исполняли музыканты известного венского коллектива Ensemble Wiener Collage под управлением композитора, дирижера и скрипача Рене Стаара. Еще нам устраивали экскурсии по Центру Шенберга и в его дом-музей, мы были на концертах филармонии и общались с дирижером, смотрели оперу и балет, ездили во дворец Шенбрунн слушать музыку под открытым небом и участвовали в творческой встрече с композитором Гельмутом Лахенманном. Словом, программа была очень интенсивная, и все участники по достоинству оценили и радушие приема, и уровень организации.

Исполнение пьессы «Руах»

Наверное, нет нужды говорить, что Вена имеет особое значение в истории музыки: здесь творили Моцарт и Бетховен, Шуберт, Брамс, Иоганн Штраус (отец и сын) и многие другие композиторы. Огромную роль в развитии музыки в 20 веке сыграли сочинения композиторов нововенской школы, основателем которой как раз и был Арнольд Шенберг. Если его ранние сочинения принадлежат к вершинам романтической музыки (они оцениваются и знатоками, и любителями, как произведения особой, удивительной красоты), то со временем, Шенберг стал настойчиво искать новые средства выразительности, все дальше отходя от вкусов широкой публики. Разработанный им метод композиции, известный как серийный метод, как раз и был одним из предметов анализа на проводившихся семинарах. Умение оставить привычное, находясь на вершине популярности, и идти в новое может вызывать только уважение, и Шенберг всегда останется в истории примером бескомпромиссного художника, который готов жертвовать видимым успехом ради подлинных достижений. Тщательность отделки сочинений и внимание буквально к каждому звуку мы встретили не только на семинарах, посвященных его творчеству, но и на встречах, посвященных нашим собственным сочинениям. Ощущение внутренней концентрации и ответственности за каждую ноту, за каждый штрих, на мой взгляд, исключительно важно и очень помогает в творческом росте.

Для концерта в Центре Арнольда Шенберга мной было написано сочинение «Руах» (на иврите — «ветер» и «дух») для флейты и струнного квартета. Оно встретило хороший прием.

На время поездки как раз пришелся мой День рождения, меня поздравляли, ко мне приехал брат с дочкой, и мы провели незабываемое время. Когда задумываешься о тех подарках, которые нам приготовил Бог, по-настоящему удивляешься Его вниманию к нам и вместе с тем способности подарить нам самый настоящий сюрприз.

Борис Рысин,
член Союза композиторов, г. Москва