Божественное триединство

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Библия учит, что Святой Дух — это одна из личностей Божественной Троицы. Объяснить и дать адекватное представление о том, что такое Троица — одна из наиболее трудных задач, встающих перед христианином.

В Библии Бог постепенно раскрывает Себя в Своем откровении. Но уже в самом начале книги Бытия есть указания на то, что Бог пребывает в трех лицах как Отец, Сын и Святой Дух, и что эти три лица, или личности, составляют единого Бога.

Христианство тринитарно (или триипостасно), а не унитарно. Есть только один Бог, а не три, поэтому ясно, что христианская вера не имеет ничего общего с политеизмом.

Итак, Библия начинается с величественного утверждения: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1).

Филологи, изучавшие древнееврейский язык, объяснили, что в нем есть три числа: единственное, множественное и двойственное. Древнееврейское слово Elohim, которое в нашей Библии в указанном фрагменте (Бытие 1:1) переведено как «Бог», стоит во множественном числе, указывая на число субъектов большее, чем два. Слово Elohim означает «множественность лиц в Божестве, лицо Отца, Сына и Святого Духа. Стоящее во множественном числе имя Бога подтверждает нашу веру в учение о Троице, лишь смутно намеченное в Ветхом Завете, но ясно раскрытое в Новом Завете.

Рассуждая о творении, мы уже видели, что с самого начала Бог показывает нам проблески истины о том, что Божество содержит в себе больше, чем одно лицо, или личность. Бог говорит: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26). Далее Господь Бог говорит: «…вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Бытие 3:22). А в другом фрагменте книги Бытия Бог говорит: «…вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:6,7). Приведем также свидетельство пророка Исайи: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Исаия 6:8).

Учение Нового Завета о Троице разработано гораздо полнее, нежели то, которое мы находим в Ветхом Завете. Поскольку откровение носит постепенный характер, именно на этом моменте делается ударение, ибо Бог более полно раскрыл Себя во времена Иисуса Христа и апостолов.

Евангелист Матфей повествует о последнем повелении, которое дал Иисус ученикам перед Своим вознесением: «…научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28:19,20). Здесь Иисус учил, что, после того, как Он оставит эту землю, Его последователи должны нести Его Благую Весть всем народам. А Святой Дух будет действовать в них и через них, призывая людей во имя Господа Иисуса Христа. Это тринитарное поручение научить и крестить все народы связывает Святого Духа с Богом-Отцом и Богом-Сыном как равного Им. Здесь Он Бог-Святой Дух.

Иисус обещает верующим в Него, что Он не оставит их одних, и это обетование наполняет нас глубочайшим волнением. Через Духа Святого, которого посылает Он и Бог-Отец, Господь наш никогда не оставит нас и не покинет нас. «…Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евреям 13:5). До самого конца пребудет Он с каждым верующим. Ныне, в темное время разгула сатанинских сил, действующих в разных частях света, воспоминание об этом обещании Иисуса тысячи раз вселяло в мужество во многих верующих людей.

В этом же ключе учит и апостол Павел. Он говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и общение Святого Духа со всеми вами…» (2 Кор 13:13). Это благословение ясно указывает на тот факт, что Святой Дух един в Божестве с Отцом и Сыном. Формула, которая имеет здесь место, не такая: «единица плюс единица плюс единица равняется трем». Она иная: «единицу умножаем на единицу, умножаем на единицу и получаем единицу». Святой Дух един с Отцом и Сыном. Если Отец — Бог и Иисус — Бог, то и Святой Дух — тоже Бог.

Главная проблема, связанная с учением о Троице, касается того факта, что христианство считает себя монотеистической религией. Ведь оно отвергает политеизм, веру во множество Божеств. Эта проблема разрешается следующим образом: тринитарность (или триипостасность) сохраняет единство Божества и в то же время признает в Нем три единосущных лица, или личности. Бог един, но эта единость не простая. Она сложная.

Это чрезвычайно трудная тема. Мы не можем охватить ее во всей полноте — она лежит далеко за пределами всех возможностей нашего ограниченного разума. Как бы то ни было, для нас крайне важно следующее: провозглашать то, что утверждает Библия, и молчать там, где молчит Библия. Бог-Отец — всецело и полностью Бог. Бог-Сын всецело и полностью Бог. Бог-Святой Дух всецело и полностью Бог. Библия свидетельствует об этом как о непререкаемом факте. Она его не объясняет.

Было много разных объяснений, некоторые из них звучали вполне логично и убедительно, но они не сохраняли истину библейского учения.

Нет ничего такого, что есть у Бога и в Боге, и нет у Святого Духа и в Святом Духе. Все существенные аспекты божественности Святому Духу присущи. Мы можем сказать о Нем то же, что древний Никейский символ веры говорит об Иисусе: Он Бог истинный и от Бога истинного! Поэтому мы преклоняемся перед Ним, поклоняемся Ему, откликаемся на Его призыв так, как это требует Писание от нашего отношения ко Всемогущему Богу.

Епископ Андрей Дириенко