Добродетель по имени «терпение»

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

«… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Евангелие от Матфея 24:12-14).

В этих словах Иисус Христос пророчествует о наших днях. Он указывает на три важные составляющие. Во-первых, многие люди утратят способность любить из-за нарастания вседозволенности, распущенности и греха.

Во-вторых, Иисус утверждает, что спасутся только те христиане, которые сохранят терпение. И в-третьих, Евангелие будет доступно всем народам.

Я бы хотел более подробно рассмотреть второй пункт – «претерпевший же до конца спасется».

Терпение – вот что ожидает сегодня от нас Господь. Но как же обогатиться этой добродетелью? Можно поучиться этому у одного из величайших апостолов – Павла. Зная, какую жизнь прожил апостол Павел, хочется подражать ему в этом вопросе.

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Римлянам 5:1-4).

Скорби производят терпение, терпение производит испытанный характер, а он, в свою очередь, рождает волю к победе.

Духовное понимание непременно повлияет на образ нашей жизни, а также на наше отношение к скорбям. Одно дело – скорбеть, другое дело – проходить через скорбь с оптимизмом. Для этого необходимы терпение и сила.

Одной из основных тем Послания апостола Павла к евреям является предупреждением об опасности утратить веру в Христа, именно поэтому одно из ключевых слов, на которое ставит ударение автор — это слово «терпение».

«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евреям 6:11,12).

Многие люди скажут, что для того, чтобы получить обетование от Бога, нужна только вера. Но это не так. Нужна вера и терпение.

«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евреям 10:35,36).

В Евангелии от Матфея, в 13 главе, Иисус рассказывает хорошо известную притчу о сеятеле. Он говорит о разных типах почвы, каждый из которых представляет определенный тип личности человека, слушающего Слово Божье. Некоторые семена упали при дороге. Они никогда не проникли в почву, позже их поклевали птицы. Некоторые семена упали на каменистую почву, а другие – среди терний. Все очень просто.

«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Евангелие от Матфея 13:19-21).

Иисус не сказал: «Если придут гонения…». Он сказал «Когда придут гонения». Когда бы они не пришли, для нас важно остаться верными Богу и его Слову. В начале нашего пути или в конце.

«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Евангелие от Матфея 13:19-22).

Из слов Христа мы делаем вывод — существует два типа испытаний: первый – когда нам очень тяжело, и второй – когда нам очень хорошо. Первый называется «скорбями», второй – «обольщением богатства».

Есть люди, которые не умеют переносить скорби. Библия полна подобных примеров. Но есть и другие люди, которые не могут устоять, когда приходит преуспевание. Например, царь Давид впал в грех не тогда, когда он претерпевал гонения от Саула, а когда Бог уже благословил его царство.

Я видел людей, которые успешно проходили через гонения и трудности, но когда Бог благословлял их, и у них появлялся красивый дом, две машины, а, может быть, еще и яхта, они настолько погрязали в этих вещах, что это полностью вытесняло из их жизни Царство Божие. Наши отцы и деды были испытаны скорбями, претерпевали гонения за веру в ГУЛаге. Но для современного христианства есть опасность погнаться за материальными благами, потеряв главное – посвящение Христу, преданность Божьему призванию и служению Богу.

«…а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Евангелие от Луки 8:15).

Вера – это уверенность в невидимом. Если мы хотим выстоять, победить, тогда этот невидимый духовный мир должен стать для нас более реальным, чем материальный и видимый.

«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:17,18).

Епископ Андрей Дириенко