Родники культуры России

Недавно меня пригласили на просмотр одного документального кинофильма, демонстрировавшегося в рамках кинофестиваля «Родники культуры России» в Ярославле в Доме кино. На показе присутствовали представители Ассамблеи народов России, Ярославского центра развития культуры, религиозных течений, администрации города. Мне удалось пообщаться с создателями фильма и даже встретиться с ними через несколько дней. Я пересмотрела почти все их фильмы…

В начале 2000-х годов Артур Вадимович и Елена Федоровна Лобачевы-Дворецкие организовали студию – Православное информационное агентство (ПИА) «Русская летопись» — и начали снимать документальное кино, которое стало для них своеобразной исторической летописью жизни России. Уже в их первых работах проявилась внутренняя тема режиссера: тема истинности человеческого бытия, тема нравственной стойкости и чистоты, тема человеческой личности в многообразном мире. «У каждого фильма — своя душа. И если мы беремся за создание документального фильма, то это на какое-то время становится частью нашей жизни. Все свое время мы посвящаем этой работе, стараясь докопаться до самой сути бытия. По-другому мы не можем работать, иначе не получится фильма. В документальном кино невозможно «работать», им нужно жить» – комментируют авторы.

Студия «Русская летопись» стала известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Лучшие работы Лобачевых-Дворецких были отмечены призами и дипломами Всесоюзных и Международных кинофестивалей. Фильм «Слепи меня Господи» стал участником документального показа на фестивале «Зеркало» им. А. Тарковского в 2009 году, в том же году получил специальный приз на фестивале «Магнификат» в Белоруссии, был объявлен лучшим документальным фильмом фестиваля «Золотой бубен» в Ханты – Мансийске. По мнению профессора, члена академий «ТЭФИ» и «НИКА», заслуженного деятеля искусств России Игоря Беляева – фильм «Слепи меня Господи» — событие в телевизионном мире.

В архиве авторов есть фильмы и для семейного просмотра. «История одного колокола» — добрый и увлекательный рассказ, который будет интересен не только детям, но и их родителям. Это история страны через историю одной колокольни. Героями фильма стали девочки Николо-Сольбинского приюта, а так же Александр Константинович Петров – ярославский художник-мультипликатор, член Международной ассоциации аниматоров, член Американской киноакадемии, лауреат премии «Оскар» (2000 год) за мультфильм «Старик и море».

В 2011 году ПИА «Русская летопись» при участии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям выпустило несколько фильмов. «Видящие сердцем» — фильм о тех, кто совершенно бескорыстно помогает незрячим людям. Согласно статистике десятую часть населения планеты составляют люди с ограниченными возможностями, а многие из них — одаренные и талантливые личности, которые нуждаются в нашей помощи. «Сельский ковчег» — реальная история о том, как городской житель, музыкант круто изменил не только свою судьбу, но и возродил жизнь во всей деревне, решив построить свой «ковчег».

Владимир Климзо – главный герой фильма, вместе с супругой и тремя дочерьми оставил квартиру в столице и приехал в деревню Давыдово Ярославской области. Принял сан и начал восстанавливать церковь, а затем — детский сад, ферму, а также помогать людям, потерявшимся в жизни.

Фильм «Купечеством всякое государство богатитца» я бы порекомендовала посмотреть всем современным бизнесменам и особенно — ярославским. В XIX веке ярославцев считали квинтэссенцией русской нации, в них было сосредоточено все самое лучшее, что должно быть в человеке с точки зрения деловых качеств.

Благодаря чайной торговле нашего земляка Константина Абрамовича Попова (уроженца посада Большие Соли) были упрочены политические отношения с Китаем, а государственный доход России достиг 50 млн. рублей в год. Высокое качество продукции паточных и химических заводов бывшего крепостного крестьянина Никиты Петровича Понизовкина отмечалось на многих промышленных и сельскохозяйственных выставках в Ярославле, Санкт-Петербурге, Москве и Париже (серебряная медаль).

Современники отмечали высокую культуру производства на заводах Никиты Петровича. Понизовкин заботился о своих рабочих: построил здание больницы с современным медицинским оборудованием, пятиэтажный дом для служащих с буфетом, гостиной, театральной сценой и библиотекой.

Ростовский купец Алексей Леонтьевич Кекин завещал все свои сбережения и имущество Ростову. Благодаря этому в городе появилась гимназия, существующая до сих пор. Он жертвовал огромные суммы на восстановление ростовского Кремля, а в одной из его башен основал библиотеку, передав в дар городу 400 томов книг.

Иван Александрович Вахромеев — предприниматель, коллекционер и меценат — на протяжении многих лет был ярославским головой. Благодаря ему в Ярославле появился водопровод, телефонная связь, электрическое освещение и трамвай. Нехватку городских средств он покрывал за счет собственного кармана.

Ярославские купцы содержали городские богадельни для одиноких престарелых ярославцев. Купечество жило по принципу: «Живи так, чтобы твое богатство тебе простили»! Создатели фильма подсказывают нам, что у российского купечества есть чему поучиться. Это непростое сословие, но всем своим сердцем болеющее за свою страну…

Работы ярославских документалистов известны в Италии и Франции, а нам, несмотря на усердие авторов, не предоставляется возможности познакомиться с их творчеством, поскольку эти фильмы «неформатные» для многих телевизионных каналов. Но Лобачевы-Дворецкие продолжают снимать российскую летопись, в этом, по их мнению, заключается миссионерское служение конкретно для них.

Екатерина Сергеева