Великое искупление

Размышления накануне Пасхи.

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Объектом Божьего плана спасения является человек – вы и я, главной целью — искупление, включающее в себя прощение человеческих грехов, восстановление Божьего подобия в человеке и возвращение ему утраченных позиций.

Греческое слово, переведенное как «прощение», может быть переведено еще и как «освобождение от уплаты долгов» или «наказание». Иисус заплатил самую высокую цену за наш грех, и таким образом мы были освобождены от уплаты своего «долга». Теперь по вере в Иисуса Христа мы можем принять это.

Человек в своем падшем состоянии был разбит и сломлен. Он утратил те черты Божьего характера, которые были заложены в нем при сотворении. Конечно же, человек может быть добрым, красивым и демонстрировать множество достойных качеств, однако без Христа он либо совершенно неспособен отражать образ Творца, либо делает это искаженно. Бог не только хочет простить человеку грехи, но и помочь восстановить в себе Божье подобие. Он хочет воссоздать внутреннюю часть нашей личности, чтобы в нас отобразилась вся красота Христа.

Также мы уже отмечали, что при сотворении Бог наделил человека правом владычества. До грехопадения человек руководил всем природным миром на нашей планете.

Это открывается для нас через ходатайственную молитву и провозглашение Божьих обетований. Каждый верующий наделяется способностью доминировать над всеми силами зла и действовать с Божьей властью и подобающим смирением, зная, что каждая нужда будет восполнена Богом.

«…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Галатам 4:4,5).

После того, как Божий процесс подготовки был завершен, через закон Моисеев люди осознали свою греховность, были явлены все пророческие прообразы искупления (все жертвы), Бог в назначенное время послал Сына Своего – Спасителя, чтобы Тот осуществил Его план.

Искупление начинается с известной евангельской истории, происшедшей в Гефсиманском саду.

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты… И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Евангелие от Матфея 26:36-39, 43-45).

Другими словами, Иисус спрашивал Своего Отца: «Есть ли какой-нибудь другой способ осуществить план спасения человека? Тогда пусть эта чаша минует Меня». Но другого способа не было. Иисус, соглашаясь, говорит: «Не Моя воля, но Твоя да будет» и послушно идет на Голгофу, чтобы пострадать на кресте и заплатить полную цену за наше спасение. Безгрешный Сын Божий умер ужасной смертью, взяв на Себя все грехи и пороки человечества.

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7).

Иисус как совершенная и безупречная жертва страдал, понеся наказание за наши грехи. Он жил как человек и был искушаем так же, как мы, однако не согрешил. Он жил безгрешной жизнью в полном согласии с законом Божьим.

Несмотря на то, что Христос был абсолютно безупречным, Он занял наше место на кресте. В отличие от жертв, постоянно приносимых по закону Моисееву, совершенная жертва Христа была принесена раз и навсегда.

«… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петра 3:18).

В сердце Евангелия находятся три основные истины: спасение дается по благодати, оно достигается через покаяние и веру в Иисуса Христа, Которого мы принимаем как нашего Спасителя. В результате этого каждый верующий получает сверхъестественное «новое рождение». Иисус сказал: «Должно вам родиться свыше» (Евангелие от Иоанна 3:7).

Апостол Павел очень ясно объясняет, что человек не способен добиться спасения своими собственными заслугами или делами, но только через благодать по вере. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8,9).

Благодать Божия имеет отношение к нашему спасению. Благодать – это действие Бога, которое производит наше спасение, и мы, получая новую жизнь, начинаем совершать дела, прославляющие Бога. Благодать вместе с совершенными поступками имеет плод.

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Филиппийцам 3:7-12).

Епископ Андрей Дириенко