Кульминация Божьего плана

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

Я множество раз прочитывал Библию от корки до корки, от Бытия до Откровения. Каждый раз меня поражало: ведь Церковь – это кульминация Божьего плана! Именно ее Он и задумал создать от начала времен. Церковь – это мост, новое естество, которое ломает все ограничения по расовому, политическому, половому признакам. Появляется новое общество, у которого нет географических рамок. Принадлежность Христу важнее, чем принадлежность какой-либо расе, социальной группе, или к любой изобретенной людьми категории.

Многие не знают, что христианская Церковь была первым в мире институтом, который уравнял в правах евреев и язычников, мужчин и женщин, рабов и свободных.

«…где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Колоссянам 3:11-15).

Первые христиане преодолевали все преграды. В отличие от большинства других религий христианство радостно принимало в свои ряды как мужчин, так и женщин. Греки не считали рабов полноправными членами общества – христиане принимали их в общины. В еврейском храме в Иерусалиме верующие были разделены по расовому и половому признаку – христиане всех собирали на Вечерю Господню.

Церковь – это единственное место, в котором встречаются представители разных поколений: младенцы тянут ручонки к груди матери, ребятишки пищат и хихикают в самые неподходящие моменты, серьезные взрослые люди всегда ведут себя подобающим образом, старики так и норовят заснуть, если проповедь чуть длиннее, чем они могут вынести.

Известный английский христианский мыслитель Клайв Льюис писал: «Создается впечатление, что Бог никогда не делает Сам того, что может перепоручить Своим творениям. Он заповедал нам, не торопясь и не спотыкаясь, делать то, что Сам мог бы сделать мгновенно и безошибочно». И ярчайший пример тому – Церковь Иисуса Христа, которой Бог поручил быть воплощением Божьего присутствия в мире. Все наши усилия – это попытки выполнить Божье поручение.

Каждый родитель знает, как рискованно давать поручения детям; при этом испытываешь и радость, и тревогу. Ребенок делает первые шаги. Сначала он держится за руку родителя, потом отпускает ее, потом падает и с трудом встает на ноги, чтобы предпринять следующую попытку. Другого способа научиться ходить, увы, нет.

Несомненно, Церковь не всегда выполняет свою миссию, потому что ее составляют обычные люди. Но Бог пошел на такой риск.

Каждый, кто, придя в Церковь, ожидает найти в ней совершенство, не понимает, что такое риск и что такое человек. Так и романтик в итоге узнает, что брак – это только начало, а вовсе не конец борьбы за любовь. Пусть же каждый христианин поймет, что Церковь – это только начало. Совершенный в Церкви только Бог, а люди, наполняющие ее, — это те, кто ищет помощи у Бога, признав свое несовершенство.

Один пастор, защищавший Церковь от нападок критиков, рассказывал, что они говорили, что в Церкви полно лицемеров и неудачников.

Он же ответил: «Когда школьный оркестр пытается сыграть Девятую симфонию Бетховена, результат всегда отвратительный. Я не удивлюсь, если во время такого исполнения старик Бетховен переворачивается в гробу. Вы спросите: «Зачем же стараться? Зачем взваливать на бедных ребятишек исполнение бессмертной бетховенской симфонии, когда не каждый профессиональный симфонический оркестр может исполнить ее идеально?» Отвечу так: благодаря игре школьного оркестра некоторые слушатели в первый и единственный раз в жизни узнают, что Бетховен написал великую Девятую симфонию». Возможно нам никогда не удастся «сыграть» свою «партию» так, как ее написал Великий Композитор, но только благодаря нашему исполнению эти «звуки» может услышать хоть кто-нибудь на земле в наше время.

Христианство – это не интеллектуальная личная вера. Христианин может жить только в общине. Есть известная фраза: «Добродетельная, но одинокая душа подобна горящему угольку. Она не разгорается, а лишь остывает».

Я думаю, что представление о Церкви как о Божьей семье имеет в наши дни даже более глубокий смысл, чем во времена библейские. И все потому, что наше общество сильно изменилось.

Прочитайте книгу Бытие, первую книгу Библии. Это история семей. Она начинается с Адама и Евы. У них один сын хороший, а другой – плохой… Ной и его дети, благодарные и нет… Авраам, Исаак и Иаков, Иосиф и его завистливые братья…

В современном мире в фокусе находится не семья, а учреждения. В организации статус человека зависит от исполнения им своих обязанностей. В семье же статус каждого члена определяется несколько иначе. Как? Ребенок завоевывает право быть членом семьи в момент рождения. Ребенка-неудачника никто не выгоняет из семьи. Наоборот, больной ребенок часто получает больше внимания со стороны остальных членов семьи, чем его здоровые братья и сестры.

Так обстоит дело и в Божьей семье. В ней нет «ни иудея, ни грека, ни мужчины, ни женщины, ни раба, ни свободного». Все эти искусственные разграничения тают в лучах Божьей благодати. Мы усыновлены Богом, благодаря вере в Иисуса Христа.

Иногда я думаю, что Бог изобрел семью в качестве учебного полигона. Именно там мы учимся общаться и любить. Семья становится крепче, когда ее члены не спорят из-за того, что они не похожи друг на друга, а просто радуются этому. В здоровой семье поддерживают слабых членов, не унижая при этом сильных.

Часто люди задаются вопросами: каков Бог? Где ОН живет? Как может мир познать Бога? Господь больше не пребывает в скинии, на горе в Синайской пустыне (я был там – Его там нет) или в Иерусалимском храме (уже 2000 лет, как нет храма). Бог сделал Свой выбор: Он пребывает в простых, иногда даже неказистых людях.

Каждым воскресным утром я обвожу взглядом прихожан церкви и вижу, как рисковал Бог. По какой-то причине Он являет Себя миру не в столпе дыма и огня и даже не в физическом теле Сына Своего, а в толпе людей, наполняющей церковь, собирающихся во имя Его.

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19,20).

Мартин Лютер Кинг сказал, что мир не вынес бы прямого воздействия – вида славы Божьей, потому Бог показывает Себя через людей. Мир наблюдает за нами. Только мы можем показать ему, что Бог жив.
Многим церковное богослужение представляется театром, когда они внимательно следят за актером на сцене. Но церковь – полная противоположность театру. В церкви Бог – зритель, наблюдающий за нашим поклонением. Проповедник — вовсе не ведущий актер, он больше похож на суфлера, помощника, который шепотом бросает подсказки. И самое главное происходит в сердцах, а не на сцене.

После богослужения мы должны уходить с одним-единственным вопросом: «Доволен ли Бог происходящим?»

Епископ  Андрей Дириенко