Хлеб наш насущный

Альтернативные исторические теории.
Рассуждение о происхождении земледелия.
Большинство людей обладает любознательностью, толкающей их к изучению окружающего мира, но, к сожалению, многие формируют свое мировосприятие на уже созданных кем-то концепциях, теориях, даже не рассуждая, принимая все за чистую монету. Когда же нам предлагают рассмотреть новую теорию, не соответствующую привычной, то мы с большим недоверием относимся к ней, считая, что старое знание надежней и безопасней.Сегодня официальная история развития нашей цивилизации базируется на эволюционной теории Ч. Дарвина, которая постепенно сформировала некую «догму» — стереотип, в рамках которого мыслят многие современные люди.  Она пытается дать ответ на вопросы: как зародилась жизнь на планете Земля, сколько лет человечеству, как человечество развивалось и, как следствие — к чему пришло в своем развитии…Однако многие артефакты, факты сегодня просто не соответствуют общепризнанной теории, многие просто замалчиваются или им не дают должной оценки, потому что они явно не соответствуют официальным взглядам нашего времени. Тем не менее они существуют, и отрицать их нельзя. Благодаря многим серьезным исследователям, энтузиастам и просто авантюристам мы можем наблюдать, как «официальные» теории отступают перед многочисленными фактами и артефактами.

Много вопросов сегодня вызывает теория происхождения земледелия. Официальная теория гласит, что с освоением земледелия произошел переход к оседлому образу жизни, стало формироваться «общество» и «цивилизация».

Любой школьник, прошедший курс истории, расскажет вам, как первобытный охотник и собиратель очень сильно зависел от окружающей его природы, большую часть жизни он искал пищу. Со временем рост численности людей на нашей планете привел к тому, что охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины, люди стали осваивать новую форму деятельности — земледелие, что привело к оседлому образу жизни, к прогрессу орудий труда, развитию новых технологий, развитию цивилизации. Но дело в том, что этнографы обнаружили, что собирательство было очень эффективно: «И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивает даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л. Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л. Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).

По официальной точке зрения, земледелец борется за урожай, чтобы по окончании его сбора обеспечить себе сытую и стабильную праздную жизнь до следующего сезона работ. Но, когда рассматривается вопрос о переходе от охоты и собирательства к земледелию, мы подсознательно представляем современное развитое сельское хозяйство и как-то забываем, что речь идет об архаичном, примитивном земледелии…

«…раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока. Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов» (там же).

«Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия — индустрия каменных ступ и пестиков, с помощью которых и осуществляется данная процедура» (там же).

По официальной точке зрения, с переходом к земледелию человек решает свои «продовольственные проблемы» и становится менее зависимым от окружающей природы. Но объективный и непредвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, — жизнь только усложняется. «Привязывая» к земле и лишая человека свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.

А как же обстоит вопрос с тем, что переход к земледелию начался из-за демографических проблем и уменьшения «кормовой базы»? И тут мнения расходятся: некоторые ученые считают, что гораздо более вероятным является то, что именно переход к оседлому образу жизни на основе земледелия привел к «демографическому взрыву», а не наоборот.

Да, еще очень интересно, почему для земледелия были выбраны зерновые культуры, которые очень сложны в обработке и выращивании, а не корнеплоды, которые менее прихотливы, но не менее продуктивны?

Другая спорная «деталь»: сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы на нашей планете фигурирует узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако дело в том, что данный регион (по исследования Николая Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется «дикой». Кроме нее на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что «дикая» вовсе не означает «прародительница».

В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения этой культуры. Сирия и Палестина оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) — родиной твердых пшениц; а предгорья Западных Гималаев — центром происхождения мягких сортов пшеницы.

Но и этим важнейшим результатом его исследования не ограничились! В их процессе было обнаружено, что различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне: пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; «дикая» и твердые пшеницы — 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы.

Как известно и как подтверждает это профессионал Вавилов, добиться «простой» селекцией подобного изменения количества хромосом не так-то просто (если не сказать — практически невозможно). Для удвоения и утроения хромосомного набора нужны методы и способы, которые и современная-то наука не всегда в состоянии обеспечить (вплоть до вмешательства на генном уровне). Однако весь характер распространения сортов пшеницы на земном шаре свидетельствует о том, что различие между ними существовало уже на самых ранних стадиях земледелия! Говоря другими словами, сложнейшие селекционные работы в короткие сроки должны были реализовывать люди с деревянными мотыгами и примитивными серпами с каменными режущими зубьями. Просто фантастика какая то!..

Николай Вавилов приходит к выводу, что теоретически нельзя отрицать возможного родства, скажем, твердой и мягкой пшеницы, но для этого надо отодвигать сроки культурного земледелия и целенаправленной селекции на десятки тысячелетий назад!!! А к этому нет абсолютно никаких археологических предпосылок, поскольку даже самые ранние находки не превышают по возрасту 15 тысяч лет, но уже обнаруживают «готовое» разнообразие видов пшеницы…

Одной из популярных теорий является версия одного народа, который «открыл» земледелие, и затем уже от него данное искусство разошлось по всей Земле.

А как же тогда вывод Н.Вавилова об абсолютно независимом друг от друга происхождении культур в разных очагах земледелия?

«Совершенно ясно, что эти культуры, основанные на разных родах и видах растений, возникли автономно, одновременно или разновременно… Им свойственны весьма различные этнически и лингвистически группы народов. Им свойственны разные типы сельскохозяйственных орудий и домашних животных» (Н.Вавилов, «Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).

Итак, что же в итоге?..

Первое. С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.

Второе. Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.

Третье. Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.

Четвертое. Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.

Пятое. Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов «промежуточной» селекции.

Шестое. Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их «диких» сородичей.

Да, вопрос возникновения земледелия на нашей планете из скучного раздела политэкономии переходит в разряд самых загадочных страниц нашей истории!

Невероятность такого кардинального изменения всего образа жизни людей, связанного с переходом, по сути, от присваивающего к производящему способу существования, в корне противоречит установке на поиск неких его «естественных причин».

Но в таком случае, почему же случилось то, что случилось? Достаточно очевидно, что для этого должны быть веские причины?

Теперь обратим внимание на еще один примечательный факт —  сильнейшей связи земледелия с религией во всех древних очагах цивилизации.

Обратим внимание и на то, что в каждом очаге зарождения земледелия существуют мифы, как боги пришли и научили людей возделывать землю. Что земледелие имеет божественное происхождение. Зачем же богам понадобилось обременять жизнь людей?

А может, стоит серьезно отнестись к Библейскому описанию данного вопроса? И исследовать его?

Вспомним книгу Бытия, где повествуется о сотворении мира:

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод» (Бытие 1:11,12).

Потом Бог сотворил совершенного человека, который жил в Эдемском саду в изобилии и радости и не был обременен тяжким трудом, пока не согрешил, тогда и прозвучало страшное проклятие: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Бытие 3:17-19).

Далее идет рассказ о двух братьях: Авеле — пастыре овец и Каине — земледельце.

А потом следует повествование о Великом Потопе, когда «кормовая база» серьезно пострадала, тогда Бог сказал:«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:22).

«Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник»(Бытие 9:20).

Потом мы читаем историю о великом переселении народов(Бытие 11:1-9). Совершенная Земля стала покрываться проклятием из-за греха, а совершенный человек вынужден был тяжко трудиться, чтобы добывать хлеб — вот такой Библейский переход к земледелию! Наказание за грех — тяжкий труд.

Библия — удивительная книга, живая, много ответов содержится в ней, есть о чем подумать!

Много еще тайн, альтернативных теорий придется нам исследовать! Многие из них изменят наши представления, а многие так и останутся белыми пятнами истории.

Верно говорил царь Соломон в книге Екклесиаста: «И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклесиаст 1:13).

Материал подготовила
Елена Клиницкая