Основа основ

Епископ Андрей Дириенко
Епископ Андрей Дириенко

К сожалению, сегодня многие регионы мира страдают от тяжелейших проблем — экономических, социальных, этнических и политических. Эти проблемы осложняются тем, что в ряде стран старые идеологии, служившие опорой государств, а нередко и целых империй, потеряли свою власть над умами людей, а то и полностью рухнули. В связи с этим возникла реальная опасность хаоса в нравственном воспитании людей. Появилась острая необходимость в ином мышлении, новых подходах к планированию, качественно новом образовании.

Однако здесь возникают затруднения. С крушением старых идеологий, на смену которым пока не пришло ничего, целые государства и народы потеряли ориентацию в системе моральных ценностей, которые могли бы служить им основой для этических норм. В связи с этим у людей не остается стимулов для того, чтобы самоотверженно служить своим ближним и обществу в целом, а без этого, как бы хорошо ни строились экономические планы, осуществляться они будут с большими затруднениями, а то и вовсе потерпят крах.

Сегодня в странах, где нормы поведения прежде опирались на те или иные формы атеистической идеологии, естественной реакцией многих людей, разочарованных и растерявшихся в связи с утратой привычных идеологических принципов, стал поворот к религии.

Мы должны понять, что мы как христиане имеем настолько сильный потенциал, что можем принести народам свободу, справедливость, преуспевание и прогресс, так как общество сегодня как никогда нуждается в людях, знающих, как обосновать с библейских позиций явления, происходящие во всех областях жизни.

Наша задача — донести до молодого поколения моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную и здоровую основу для будущей личной жизни, а также общественной и профессиональной деятельности. Наука, лишенная всяких нравственных основ, может сделать людей образованными, но при этом они могут превратиться просто в грамотных злодеев. Христианское учение дает ответы на все поставленные вопросы.

Мой совет: начинать надо с Десяти заповедей Божьих. Кто не слышал о них? Даже самый непросвещенный в богословии человек когда-то слышал такие заповеди, как «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради». Многие ошибочно считают, что это человеческая мудрость, что эти принципы были выработаны людьми на определенном этапе исторического развития общества. Однако это не так. На самом деле эти заповеди были издревле даны Богом для людей и письменно зафиксированы около 3400 лет тому назад, о чем свидетельствует Библия, а также другие древнейшие документы. И это не просто заповеди, Но данные Богом непревзойденные принципы взаимоотношений человека с Богом и людей между собой.

(Исход 20:1-17).

Первая заповедь является основополагающей. «Я Господь, Бог твой, …да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» Из нее вытекают все остальные. Она запрещает идолопоклонство, поклонение твари вместо Творца, поклонение ложным «богам», предметам, вещам, природе, планетам, животным, обожествление человека и т.п; запрещает суеверие, волшебство, оккультизм, запрещает надеяться на человека вместо Бога, а также надеяться на человеческий разум, способности и силы больше, чем на Божественные. Первая заповедь запрещает самый тяжкий грех — неверие, безбожие и отрицание реального существования Бога. Она призывает любить совершенного Бога больше всего в жизни и быть верными Ему.

Вторая заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» непосредственно связана с первой. Она поясняет первую и требует принятия во всей полноте, соблюдения и хранения в чистоте и целостности поклонения Богу, а также служения Ему, какого желает Сам Бог. Люди часто впадают в грех идолопоклонства, относительные ценности признают как высшие, творят себе кумиров, пренебрегая достойным поклонением Богу и заменяя его внешним, формальным.

Третья заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» говорит о трепетном и благоговейном отношении к Богу, к Его имени, потому что Его имя свято. Эта заповедь требует от нас святого и благоговейного употребления Божьих имен, атрибутов, титулов и уставов, Его Слова. Все, что относится к Богу, нельзя употреблять недостойно, без надобности, всуе, бездумно. Третья заповедь повелевает сохранять в чистоте основу нашего общения с Богом — молитву, а также использование святого Божьего Слова для магических заклинаний. Эта заповедь поощряет нас к единству слова и дела. Наше слово должно быть чистым, а обещания — исполненными.

Четвертая заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» говорит о том, чтобы свято соблюдали пред Богом времена и дни, указанные в Его Слове, и особенно один день в неделю, в который необходимо оставить всю суету и все обычные дела и прихоти и полностью посвятить этот день Господу: иметь радость общения с Ним, посещать священные собрания, проводить время в молитвах, участвовать в священнодействиях, в преломлении хлеба, в изучении и усвоении Слова Божьего, совершая все это в любви к Господу. Седьмой день требует больше, чем обычное прекращение работы, нужно, чтобы этот день был свят, то есть, отделен для Бога и посвящен Богу, чтобы в этот день прославлялось в любви имя Бога. В Ветхом Завете днем отдыха был седьмой день недели, то есть суббота. В Новом Завете празднуется воскресенье — первый день после субботы, в который совершилось воскресение Иисуса Христа — величайшее событие во Вселенной, ознаменовавшее победу над властью греха и смерти, принесшее освобождение и спасение. Воскресенье не отменяет духовной сущности и духовных традиций субботы, а наполняет все это новым содержанием и служит напоминанием для всех людей и народов о том, что совершил для них Христос Своим воскресением. Перенесение дня покоя и общественного богопочитания с субботы на воскресенье было осуществлено еще при апостолах (Деяния 20:7; Откровения 1:10).

Пятая заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» требует почитания и уважительного отношения к родителям и старшим, к их положению и к той роли, которую они играют, правильного понимания установленного Богом порядка послушания, покорности и повиновения. Независимо от уровня общественного положения детей и родителей, от уровня их духовного и интеллектуального развития, дети должны относиться к матери и отцу с уважением и почитанием, проявлять послушание во всем, что не противоречит Божьей воле, оказывать помощь родителям, особенно — в старости, никогда не злословить их, а любить их и почтительно обходиться с ними, показывая в этом пример своим детям. Пятая заповедь дана с обетованием долгих лет жизни тем, кто соблюдает ее.

Шестая заповедь «Не убивай» требует бережного отношения к жизни, своей и других людей. Она звучит буквально «не совершай убийства» и употребляется для противозаконного отнятия жизни. Способы убийства и самоубийства неисчислимы (оружие, слово, взгляд, нежелание защитить и помочь, аборты, эвтаназия и др.) Богу неугодна неестественная смерть любого человека, потому что человек является венцом творения, Бог любит каждого человека и имеет Свой план для его жизни.

Седьмая заповедь «Не прелюбодействуй» повелевает соблюдать святость тела и брака и хранить целомудрие. Она запрещает измену в браке (прелюбодеяние), всякие внебрачные и добрачные связи, блуд и всякую нечистоту половых извращений, а также нечистые помыслы и желания, разжигание себя всякой нечистотой (например, чтением развратных книг и просмотром скверных фильмов и журналов), ношение вызывающей одежды и т.д. Грех нецеломудрия ведет к губительным последствиям для духа, души и тела, и потому необходимо избегать всего, что может привести к этому.

Восьмая заповедь «Не кради» требует, чтобы богатство и внешнее благосостояние были приобретены и умножены законно, чтобы человек распоряжался только тем, что принадлежит ему, а не другому, правильно относясь к личной и чужой собственности. Эта заповедь запрещает присваивать себе имущество другого, а также любые действия, которые могут нанести ущерб благосостоянию ближнего, а также собственному. Восьмая заповедь защищает право человека на частную собственность, в ней Господь призывает честно и в духе любви к ближнему пользоваться этим правом, не впадая в обольщение богатством и в зависимость от него.

Девятая заповедь «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» требует исключения всякой неправды, установления и поддержания истины и честности в отношениях между людьми, сохранения доброго имени своего и ближнего, исключение всякой лжи при свидетельствах и в наших словах. Эта заповедь запрещает любые формы искажения истины и проявления нечистоты в речи (ложное свидетельство, обман, клевета, сплетни, искажения, преувеличения, добавление и приукрашивание фактов, двуличие, лесть, оскорбления, хитрость, наушничество, похвальба, гнев, раздражительность, ропот, сварливость). Эта заповедь призывает к контролю над языком, к чистоте слов, исходящих из чистых мыслей и чистого сердца, охраняет людей, поощряет к хорошим мыслям о Боге, о ближних и себе, помогает нести людям покой, любовь, радость, понимание и мир.

И десятая заповедь «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» осуждает зависть, обогащение любым способом, стремление завладеть чужим добром и все желания, направленные против любви к ближнему. Эта заповедь запрещает нечистые желания, всепоглощающую жажду богатства, корыстолюбие, недовольство успехом других, алчность, накопительство и поощряет удовлетворенность своим положением.

На протяжении более чем трех тысячелетий своего развития человечество не придумало более совершенных принципов жизни. Десять заповедей даны совершенным и вечным Богом, и потому они совершенны и вечны. Поэтому важно предоставить нашим детям возможность познавать со всей серьезностью истинные принципы нравственности и этики, чтобы они не выросли «потерянным поколением» в результате образовавшегося нравственного вакуума.

Епископ
Андрей Дириенко